8 (495) 215-53-73

В Москве

(048) 737-5-736

В Одессе


Главная страница Блог Копирайтинг Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже

Блог SiteClinic

Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже

Рубрика: Копирайтинг

Недавно мы писали, как составлять ТЗ копирайтеру биржи, а теперь хотим продолжить тему – рассказать, на что следует обращать внимание, когда вы выбираете исполнителя, в каком виде лучше отдавать текст на доработку и как общаться с автором.

Вы уже разместили свое техническое задание на просторах биржи, и множество авторов (конечно, если  оплата за ваш заказ как минимум адекватная) подают заявки на выполнение. Приступим…

Выбор исполнителя: забудьте о рейтинге и «звездочках»!
Разумеется, на биржах уйма авторов, и для того чтобы заказчик обратил внимание на исполнителя, желательно как-то выделиться. Такими отличительными чертами могут быть:  рейтинг, уровень исполнителя/звезды, содержание и количество положительных  отзывов, портфолио и т.д. Но не всем этим показателям стоит верить. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Приведенные в статье примеры в большинстве взяты с биржи копирайтинга etxt.ru, так как при заказе текстов для размещения на рекламных площадках мы обычно пользуемся ей. Но эти рекомендации можно брать за основу и при работе с другими биржами.

1. Рейтинг
Как убедились на практике, высокий рейтинг на бирже – отнюдь не показатель  того, что исполнитель умеет писать хорошие тексты. Очень часто рейтинг в несколько тысяч (а то и десятков тысяч) объясняется тем, что автор выполняет огромное количество заказов, таким образом зарабатывая баллы. Но это не значит, что его тексты достойного качества, зачастую наоборот.

Например. Пользователь с высоким рейтингом подал заявку, при этом у него уже  с десяток заказов в работе и он отправил заявки еще десятку заказчиков. Скорее всего, он просто поставил написание текстов  «на конвейер» и  его работа не будет отличаться высоким качеством.

Именно поэтому, выбирая нового автора, мы не всегда смотрим на достигнутый рейтинг и можем отдать текст еще «зеленому» автору биржи. Многие новички пишут прекрасные тексты, достойные высокой оплаты и похвалы.

2. «Звезды»/уровень
Такая отличительная черта исполнителя, как звезды, есть на бирже копирайтинга Etxt. Как исполнители их зарабатывают: биржа предлагает выполнить заказ, после его оценивают ее специалисты и на свое усмотрение присуждают или не присуждают исполнителю звезду (всего их три, по каждому виду работ:  одна – начальный уровень, две – средний и три – высокий).  
При выборе исполнителя на «звезды» мы совсем не обращаем внимания. Во-первых, большинство заданий, которые предлагает выполнить биржа, – сделать описания к товарам интернет-магазина, во-вторых, у нас свои представления о качестве текста и не факт, что они во всем совпадают с сотрудниками биржи, которые их оценивают. Единственный показательный момент  – если автор все же заработал звезды, значит, он не поленился и потратил свои время и силы на это. Хотя многие копирайтеры говорят, что не выполняют эти задания из принципа или просто потому, что на это катастрофически не хватает времени.

Недавно наткнулись на отзыв недовольного работой заказчика, который также поддерживает нашу точку зрения:

3. Отзывы
Это важный параметр, который во многом может охарактеризовать исполнителя. Но количество положительных отзывов – не всегда достоверный показатель. Главный критерий – их содержание… 

Например, на бирже  ContentMonster заказчик в любом случае оставляет  отзыв о работе (положительный, нейтральный или негативный), поэтому многие (иногда попросту не желая обидеть автора) ставят положительную оценку, никак не комментируя работу:

     В итоге у копирайтера может быть много положительных отзывов, которые ни о чем не говорят. Это не значит, что работы выполнены плохо, просто в этом случае 100 отзывов одного заказчика можно посчитать как несколько.

На бирже Etxt можно публично не оценивать результат работы, поэтому заказчики чаще оставляют отзыв, когда они действительно  довольны текстом. Но, тем не менее, обязательно пробегитесь глазами по содержанию и учитывайте, что не все заказчики пишут грамотно и оценивают  тексты так же, как вы.

Вот примеры отзывов, которые совсем не вызывают доверия:

Скриншоты отзывов на etxt.ru


Скриншот отзыва на ContentMonster:

БОльшая часть отзывов может быть именно такого содержания, поэтому не ориентируйтесь на их количество!

Кроме того, периодически заказчики пишут в положительных отзывах и негатив (опять же, не желая портить репутацию автора), поэтому в них можно найти полезную для себя информацию – см. скриншоты ниже:

Скриншот отзыва на ContentMonster:

Скриншот отзыва на etxt.ru

Как видно на скриншотах, из «положительных» отзывов можно сделать предварительный вывод, устроит ли вас результат и подход исполнителя к работе.


Примеры отзывов, к которым стоит присмотреться:

Здесь мы укажем и полезные негативные отзывы, поскольку они также не всегда бывают объективными и конструктивными.

Скриншоты отзывов на etxt.ru


Подведем итог:

  • Хотя бы поверхностно просмотрите содержание отзывов.
  • Если у исполнителя есть 2-3 положительных развернутых комментария, как в наших примерах, можно попробовать поработать с ним.  
  • Если есть хотя бы 1 обоснованный (!) негативный отзыв, как в примере, хорошенько подумайте, стоит ли отдавать заказ.
  • Присмотритесь внимательнее к положительным отзывам – в них часто встречается и негативная оценка исполнителя.

4. Портфолио
Если автор предоставляет портфолио, обязательно ознакомьтесь с ним. При этом желательно просмотреть несколько текстов на разную тему, т.к. между ними бывает ОЧЕНЬ большая разница. К примеру, о медицине человек пишет прекрасно, а вот мода – не его конек.

Но хочется заметить, что портфолио с биржи, как ни удивительно, также не самый надежный показатель.

Причины:
А) если автор разместил текст, отредактированный и размещенный предыдущим заказчиком, вы не сможете оценить, какие ошибки были допущены;
Б) вы не можете знать наверняка, действительно ли представленные работы были написаны этим автором.

5. Дополнительные параметры
На бирже ContentMonster есть два неплохих показателя уровня копирайтера – оценка заказчика и результат теста на грамотность:

В чем плюсы:
1) оценку заказчик выставляет анонимно, поэтому она, как минимум, должна быть честной;
2) если 3 раза подряд исполнитель провалил тест на грамотность, биржа его блокирует. При этом чем хуже у исполнителя оценки, тем чаще он проходит эту проверку.

Еще одни показатели, на которые стоит обратить внимание, – количество отказов и добавлений в черный список:

Важно!  Оценивая эти показатели, всегда обращайте внимание на кол-во уже выполненных заказов. Например, если исполнитель выполнил всего 50 заказов и от его работы отказались 5 заказчиков – это уже высокий показатель и повод задуматься.


Доработка заказа – не такой пустяк, как кажется
Если результат, который вы получили, не оправдал ваших ожиданий, не стоит сразу рубить с плеча. Часто бывает, что исполнитель, выполняя заказ, просто не понял вас с первого раза (возможно, вы что-то забыли уточнить в ТЗ или он неправильно трактовал ваши пожелания). И уже после доработки текст действительно приходит таким, как вы его себе и представляли. Но в этом случае важно, чтобы и ваши комментарии к доработке были достаточно подробными.

Если текст, который вам прислали, требует значительных корректировок (чаще всего они касаются стиля текста, «воды» или вхождения запросов), не пишите сухой комментарий к доработке наподобие «Убрать воду, изменить стиль». Это мало о чем говорит. Лучше отправляйте доработку  документом:

1) Если это «вода» – выделите цветом куски текста, которые вы считаете «водянистыми». Автор работает с разными заказчиками, и, к сожалению, многие даже требуют, чтобы такая информация «ни о чем» была в тексте – покажите исполнителю на примере, что вы считаете «водой».

2) Если замечания касаются стиля текста. Также выделите определенный кусок текста и напишите к нему более подробный комментарий другим цветом, что именно в стиле вам не нравится, или пример, как бы вы поменяли это предложение (кратко, можно на одном  отрывке из предложения).

3) Если вам не нравится, как автор ввел запросы. Напишите, что не так, как его можно вводить (склонять, разбавлять словами, в каком контексте его лучше употребить) и напишите, что это же касается и других запросов (если они также введены неудачно). Их лучше выделить тем же  цветом, но уже без комментария.

4) Текст/слова, которые вам не нравятся, и ваш личный комментарий выделяйте разными цветами. Кстати, многие копирайтеры «боятся» красного цвета (мы узнали это в результате небольшого опроса, который проводили при подготовке статьи). Сделайте приятное исполнителям – не используйте красный цвет в документе на доработку! 🙂

5) Не жалейте похвалы – если какой-то отрывок, предложение, подача очень удачны – сообщите об этом автору. Ему будет приятно, и он с большим удовольствием будет дорабатывать текст, а значит, у вас больше шансов получить хороший результат.

6) Если в этом есть необходимость, напишите общий комментарий ко всему тексту, в котором будет коротко указано, что вам не подошло, и общее впечатление от текста. Такое примечание хорошо ориентирует автора с первой минуты знакомства с файлом доработки.

Общение с копирайтером

Не будем разглагольствовать, просто:

1) Никогда не переходите на «ты» с исполнителем, независимо от его возраста и того, насколько долго вы с ним работаете. Уважайте автора, многих исполнителей «тыканье» ОЧЕНЬ обижает. Отношения «заказчик – исполнитель» такие же официальные, как и на любой другой работе, поэтому всегда соблюдайте субординацию.

2) Не переходите на личности и не оскорбляйте копирайтера, даже если он поступил по-хамски по отношению к вам или нагрубил. Если нужно, у вас всегда есть оружие, которое может подпортить репутацию хама: администрация, отзывы, черный список.

3) В жизни бывают разные ситуации – учитывайте, что могут быть такие обстоятельства, когда исполнитель действительно не успевает/не в состоянии выполнить ваш заказ. Он тоже человек. Если у вас сроки – оставьте себе немного времени про запас, на всякий случай. Но, разумеется, это должны быть единичные случаи.


Желаем вам первоклассных текстов и удачи в работе с копирайтерами!

 

Оцените статью: 
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 2. Рейтинг: 5,00 из 5)

Автор: Алина Дрига

a.dryga@siteclinic.ru

Наверх
  • Сергей

    Действительно, чем подробнее копирайтеру описать суть работы и что хочешь получить, тем лучше будет результат. Стоит на этапе ТЗ все хорошо расписать, чтобы в последствии сэкономить свое и копирайтера время, да и нервы беречь надо 🙂

  • Елена

    А вообще нет такого критерия, который даст 100% гарантию. Иногда скупое "Спасибо! Отличная работа" в личной переписке значит гораздо больше слащавого отзыва на полстраницы. Так что все отнорсительно. Но, соглашусь, что отрицательные отзывы расскажут больше, хотя они далеко не всегда объективны. Мне, например, несколько отрицательных отзывов оставляли за отсутствие эксосенсорных способностей, т.к. я не прочла мысли заказчика. Еще был за то, что не ответила посреди ночи, причем заказ был сдан вовремя 🙂 Конечно, все они были благополучно оспорены. Но не каждый пойдет доказывать свою правоту.  Кстати, про похвалу. Она не только ради того, чтобы поднять настроение. У нее есть еще и практическая цель — дать исполнителю понять, что ждет от него заказчик, какая подача материала и какой стиль его устроит. Так что скупиться на похвалу не стоит 🙂  Насчет обращения на "ты" зависит от ситуации. Я с частью заказчиками перешла на ты и ушла в реал с бирж. Биржи — это промежуточное звено в карьере (если это можно назвать карьерой, конечно) каждого копирайтера/автора, они как инкубатор. Долго засиживаться тоже не стоит. Хороших исполнителей быстро уводят, середнячки сидят на биржах годами.   

  • Lucky

    Хороший материал, спс за старания. Столько нюансов и траты времени, что кажется легче самому написать, особенно если человек педантичен. Но если ставить дело на поток, то без копирайтинга не обойтись. 

    Придется потратить кучу времени, чтобы найти нужного человека. Я всего раз заказывал копирайтинг, но после сдачи матерала у меня возникло столько притензий (так как люблю чтобы все было четко) что мне было легче самому все исправить, нежели тратить время и нервы на объяснения всех деталей копирайтеру.

    Ну конечно же еще мггое зависит от ТЗ, если руки кривые — то и текст будет таким же, но бывает что ТЗ норм составлено, а кривые руки у копирайтера.

    А вообще, пишите люди все сами и для себя и будет меньше ГС в инете. ИМХО. 

  • Ольга

    Лучше всего пометки-замечания для копирайтеров делать синим. При отборе копирайтеров давать пробный текст, который по выполнении сразу же оплачивать. Если понравился исполнитель — работать с ним дальше. Не понравился — невелика потеря, оплатил — и до свидания! Зато у тебя, как у работодателя будет репутация хорошей. Кстати, многие фрилансеры сами стремятся делать хороший продукт. Конвейер утомляет. Достаточно рассказать о новых тенденциях в области СЕО, требованиях поисковиков к текстам, как сразу же заметно улучшение качества работ. Им же тоже хочется свой профессиональный уровень повысить. Только учиться зачастую не у кого. Я со своими фрилансерами, набранными на бирже, так вот третий год и общаюсь. Делюсь новостями СЕО, корректирую тексты (сама пишу), иногда с кем-то  в аське вечерком просто потрепемся. Вы не представляете как изменился уровень копирайтинга! 

  • Elena

    fl.ru не затронули в статье)) а ведь это — одна из крупнейших фриланс-бирж Рунета. Надеюсь, в следующих публикациях уделите и ей внимание. Я работаю там и копирайтером, и заказчиком. Интересных нюансов масса)

    • Петр

      Эта биржа давно и мучительно умирает. Не надо ее затрагивать, оттуда пачками уходят лучшие исполнители.