Резкое падение позиций – изменение алгоритмов или ошибки оптимизации?

В последнее время много писали о резких скачках позиций в выдаче Яндекса. Были разные предположения, начиная от «все поломалось» и заканчивая «все пропало». Причина оказалась простой – Яндекс тестировал новый подход к определению релевантности, о чем 14.09.2015 рассказала Екатерина Гладких (аналитик безопасного поиска Яндекс). Вроде бы все хорошо – можно сложить руки и преспокойно ждать, пока все исправится/починится/откатится.

Но прежде чем сложить руки, задайте себе вопрос: «А точно изменение позиций вызвано корректировкой алгоритма»? Очень часто вебмастера надеются на всевозможные откаты алгоритма, но в итоге, потеряв время, понимают, что проблема на самом деле с сайтом и нужно что-то делать. 

Проверить, в чем проблема, можно простым способом – посмотреть, как обстоит ситуация у конкурентов (вообще рекомендую мониторить конкурентов, даже если с вашими позициями все хорошо). Для этого применяем сервис SEOlib – отчеты «Мониторинг конкурентов» и «Анализ ТОПа».

Обратите внимание, что данные методы предполагают предварительный сбор данных для оценки. Т.е. вам нужно располагать определенной статистикой для начала анализа. 

1 способ. Постоянный мониторинг конкурентов

1. Входим в аккаунт seolib.ru, если вы зарегистрированы там, либо регистрируемся и заходим в созданный аккаунт. 

2. Если еще нет проекта – создаем свой проект, указав название, домен и ключевые слова, которые вам нужно отслеживать. Интерфейс довольно понятный, так что особо расписывать данный шаг не буду. 

1_1Если проект уже создан и позиции отслеживаются – просто заходим в него.

3. Кликаем по значку настроек и находим вкладку «Настройки конкурентов»:

2

4. Указываем поисковую систему и регионы, по которым следует отслеживать конкурентов, название и URL 5 конкурентов:

3_3Теперь по тем запросам, которые вы отслеживаете свой сайт, мониторятся и их сайты. При этом отслеживание позиций их сайтов бесплатное. 

После того как вы заметили резкий скачок позиций

Заметив, что у вас произошел резкий скачок позиций, зайдите в отчет «Конкуренты» и посмотрите, как дела обстоят у них. Если их тоже коснулись изменения, значит, высока вероятность, что это «штормит» всю тематику. Если же конкуренты не меняют позиции, а у вас резкий провал – стоит задуматься, вполне вероятно, что проблема не в изменении алгоритмов Яндекса, а в качестве сайта либо в накрутке поведенческих/ссылочного (если вы этим занимаетесь).

Дополнительные рекомендации

Рекомендация 1: Внимательно выбирайте конкурентов, позиции которых будете отслеживать.

Очень важно правильно выбрать конкурентов. Например, по одному из проектов мы выбрали пять сайтов конкурентов. Проверив статистику, увидели, что на самом деле два из пяти проектов, выбранных нами, очень мало пересекаются с продвигаемыми на нашем сайте запросами:

4_4

Внимательнее ознакомившись с выбранными сайтами, мы увидели, что часть товаров не соответствует ассортименту нашего сайта. Самое правильное решение в такой ситуации – заменить эти сайты на другие, те, что имеют больше пересекающихся запросов. 

Но! Бывают ситуации, когда проблема не в подборе конкурентов, а в неправильном подборе семантического ядра. Поэтому стоит анализировать конкурентов в разрезе «ключевые слова, по которым продвигаетесь вы/запросы конкурента/трафик конкурента».

Допустим, вы определили, что по выбранным вами запросам большинство конкурентов не ранжируется (ваша видимость намного выше, чем у них), но при этом счетчики конкурентов показывают очень высокий трафик. Это сигнал пересмотреть свое семантическое ядро, возможно, вы выбрали не те запросы. 

Уделять внимание конкурентам и видимости их сайтов по целевым запросам всегда полезно. Это позволит лучше «чувствовать» тенденции вашей тематики, сезонности, поможет понять тактику вашего конкурента и скорректировать при необходимости свою. 

Рекомендация 2. Сгруппируйте все запросы по посадочным страницам. 

Бывает, что плохо ранжируется вся страница. Чаще всего причина этого – какая-либо серьезная ошибка, например, отсутствие нужного функционала, важной информации и т.д. Сегментация запросов по посадочным страницам поможет максимально быстро выявить наличие таких проблем. 

Например:

5Мы видим, что у конкурента (большие цифры) позиции явно лучше, чем у нас (маленькие цифры), и такая тенденция сохраняется на протяжении довольно длительного времени. Значит, необходимо проанализировать страницу конкурента и оценить:

  • объем текстового контента
  • использование ключевых слов в тексте и метатегах 
  • ссылочную массу, ведущую на страницу конкурента
  • наличие различных полезных сервисов 
  • фишки, которые выделяют эту страницу по сравнению со страницей вашего сайта

Выявив параметры, по которым ваш конкурент «сильнее», вы должны подумать, какую информацию и функционал вы можете добавить на свою страницу, чтобы не просто скопировать конкурента, но и «обойти» его.

Важно понимать, что мы не пытаемся как-то обхитрить алгоритм поисковой системы или угадать какой-то один из факторов ранжирования – все действия должны быть направлены на улучшения нашего сайта и его страниц. 

Допустим, у конкурента переспам – вы не должны пытаться его повторить. Однако вам следует оценить текст своей страницы – возможно, некоторое добавление ключевых слов будет действительно обосновано. Если да – смело действуйте. 

Например, у вас ключевое слово использовано только 2 раза в тексте, а у конкурента при таком же объеме – 10 раз. Слепо повторять количество слов, как у конкурента, не рекомендуем, однако немного увеличить количество вхождений, например, до пяти – вполне разумное решение. 

Аналогично, если у конкурента больше функционала, чем у вас – не копируйте его слепо, но постарайтесь поставить себя на место пользователя и понять, необходим ли этот функционал. Если да – внедряйте изменения у себя на сайте. 

2 способ. Анализ ТОПа

Этот способ можно рассматривать и как самостоятельную методику, и как средство уточнения запросов, по которым продвигается конкурент. 

Самостоятельная методика. Вы можете по пулу из нескольких запросов проанализировать ТОП-10, ТОП-20, ТОП-50 поисковой системы и оценить, присутствуют ли в ТОПе ваши конкуренты. Сайты, находящиеся в ТОПе по нескольким запросам, будут подсвечены цветом, что значительно ускоряет процесс анализа:

6Имея статистику по позициям за предыдущие апдейты, вы сможете сравнить прошлые результаты с ситуацией в настоящее время и наглядно увидеть, есть ли серьезные скачки.

Важно помнить, что первый способ собирает позиции независимо от вашего вмешательства – вы один раз настраиваете его, сможете потом открыть отчет и посмотреть статистику в любой момент. 

Применение же второго способа предполагает, что у вас есть информация о предыдущем периоде, с которым вы будете сравнивать. Кроме того, вы, естественно, не сможете получить информацию по каждому дню – у вас будут данные только за тот день, который вы зафиксировали, и за текущий день.

Таким образом, если вы ведете проект на долгосрочной основе и вам важно понимать изменение позиций у конкурентов, применяйте способ 1. 

Если же вам нужно быстро проанализировать изменение позиций какого-либо сайта, у которого есть статистика позиций за прошлый период, то для быстрой оценки можно применить способ 2. 

Как дополнение к способу 1:

Мы уже упоминали, что малое пересечение с конкурентами по запросам может означать:
- неправильный выбор конкурентов
- неправильный подбор семантического ядра

Если вы предполагаете, что проблемы с семантическим ядром, подберите несколько не охваченных вами запросов (5-10) и проанализируйте ТОП поисковой системы. Обратите внимание, какие сайты присутствуют в ТОПе по большинству запросов. Такой срез поможет понять, получают ли трафик ваши конкуренты по этим запросам. Если большинство конкурентов находится в ТОПе, а вы даже не используете эти запросы – пора пересмотреть СЯ. 

Итог:

1. Обязательно мониторьте конкурентов, мониторинг конкурентов и позиций их запросов помогает лучше понимать тенденции и «чувствовать» действия конкурентов.
2. Регулярная оценка ТОПа помогает понимать, насколько сильно «штормит» всю тематику в целом.
3. Мониторить позиции конкурентов можно вручную, но это довольно долго и не очень удобно. Для мониторинга конкурентов и изменений в ТОПе есть большое количество сервисов, автоматизирующих этот процесс. Мы пользуемся сервисом SEOlib

Особенно актуально использование мониторинга позиций конкурентов в том случае, если вы уже являетесь пользователем SEOlib, но пока не настроили данный отчет по конкурентам. 

Оцените статью: 
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 5. Рейтинг: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Автор: Владимир Столбов, SEO аналитик SiteClinic.ru

v.stolbov@siteclinic.ru

Google+

Резкое падение позиций – изменение алгоритмов или ошибки оптимизации?: 3 комментария

  1. Спасибо за хорошие советы. Раньше не уделял большого внимания оценки конкурентов. Теперь попробую.

  2. Лично у меня на сайте я наблюдал такую тенденцию, если не добавлять новую статью в течение 10 дней, то на 11-й день позиции сайта резко падают. Я конечно знал, что обновляемость сайта играет роль в ранжировании, но у меня на сайте этот механизм работает как часы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *