Заказать SEO-услуги
Согласен с правилами обработки персональных данных
Скорость ответа - до 30 минут!

Структура коммерческого сайта и SEO

like 320
157
77
86

Вы когда-нибудь задумывались, как пользователь взаимодействует с вашим сайтом? Как он находит информацию, за которой пришёл? В одной из статей мы уже затрагивали проблему построения неправильной структуры сайта. Сегодня хотим рассказать о том, как сделать правильную структуру, какие ошибки при этом возникают и как их исправить.

Структура сайта и её влияние на SEO

Структура веб-сайта – это взаимосвязь отдельных элементов (страниц) сайта. Наиболее правильным вариантом для коммерческих сайтов, в особенности интернет-магазинов, является структура, выстроенная на иерархии документов (от большего к меньшему: раздел → категория → подкатегория → товар).

Поисковые системы неоднократно намекали на то, что структура сайта важна как для пользователей, так и для них самих.

Структура веб-сайта

Почему важна структура сайта?

– Важность для юзабилити:

Структура сайта влияет на пользовательский опыт (UX). Навигация и структура должны быть интуитивно понятными для пользователей. Чем проще будет юзеру добираться до желаемой цели, тем больше вероятности, что он что-то приобретёт на сайте.

– Важность для SEO:

1) ПФ (поведенческие факторы) – сейчас играют немаловажную роль в ранжировании. Время на сайте, глубина просмотра – те показатели, которые можно улучшить за счёт правильно продуманной структуры (НО! Мы не призываем вас прятать от пользователей нужные им страницы. Вероятнее всего, этот метод повысит показатель отказов, а не глубину просмотра).

2) Индексация страниц: чем сложнее и нелогичнее структура, тем выше вероятность того, что страницу не обойдёт поисковый робот.

3) Понимание сайта поисковыми системами: структурирование сайта даёт важную информацию о том, где найти наиболее ценный контент. Структура вашего сайта определяет, сможет ли поисковая система понять, о чём сайт, что на нём продаётся.

4) Продуманная структура предотвращает ошибки, влияющие на ранжирование (например, полные и смысловые дубли).

5) Отображение в поисковой выдачи: грамотное структурирование сайта обеспечит дополнительные ссылки с вашего сайта в выдаче.

Положительные стороны правильной структуры интернет-магазина

Этапы построения структуры сайта

Разберём этапы разработки структуры сайта на примере интернет-магазина.

1. Мозговой штурм

Соберите всю информацию о товаре, который будет продаваться на сайте.

Например, если на сайте представлена посуда:

– Какая есть посуда: столовая, кухонная и т. д.

– Из какого материала сделана посуда: фарфор, металл, стекло.

– Есть ли посуда для HoReCa?

– Что ещё есть дополнительно: посуда для детей, кухонные аксессуары и принадлежности.

Первый этап разработки структуры – мозговой штурм

Получив полный список товара и распределив его по группам, уже на этом этапе вы не упустите важные категории и подкатегории.

2. Лидеры в нише

Второй этап – анализ лидеров ниши. Почему лидеров, а не прямых конкурентов? Зачастую у таких сайтов больше ассортиментная матрица, а значит и структура более детальная.

Особое внимание стоит уделить фильтрам, которые реализованы на сайтах-лидерах.

Анализ структуры сайтов лидеров

На этом этапе вы получите дополнительные страницы категорий/подкатегорий, другими словами, иную группировку товара на сайте, а также фильтры, которые сможете реализовать на сайте в дальнейшем.

Второй этап разработки структуры – лидеры в нише

3. Сбор семантического ядра и кластеризация

Наиболее важный этап в проработке структуры сайта –  сбор семантики и кластеризация ключевых слов.

Задачи этапа:

– выявить упущенные категории/подкатегории;

– определить, какие страницы будут реализованы для пользователей, а какие для поискового продвижения;

– кластеризовать ключевые фразы для правильной оптимизации посадочных страниц.

 

1) Выявить упущенные категории/подкатегории:

Сбор семантического ядра позволяет получить чёткое видение того, что было забыто при мозговом штурме или не реализовано лидерами в тематике.

Благодаря предыдущим этапам у вас уже должны быть готовы маркерные запросы, по которым вы будете собирать облако запросов.

Вы можете сделать это как вручную, используя Яндекс.Вордстат, так и запустив KeyCollector.

Третий этап разработки структуры – сбор семантики

Примечание от автора: удобный плагин для Google Chrome для работы с Яндекс.Вордстатом – Yandex Wordstat Helper.

Подробнее о подходах к сбору семантики можно прочесть у нас в блоге.

 

2) Определить страницы для пользователей и поисковых систем.

После сбора семантики и частот ключевых запросов может возникнуть ситуация, когда для запланированных страниц (выделенных на первом или втором этапе) нет ключевых запросов. Например, у вас есть «квадратные тарелки» разных цветов.

Исходя из собранной семантики, видим, что для продвижения можно создать посадочные страницы для чёрных, белых и зелёных тарелок.

Выделяем страницы для поисковиков

А что делать, если на сайте представлены ещё жёлтые, красные и коричневые? Ответ очевиден – создавать.

Есть два варианта реализации таких страниц:

– Оставляете всё, как есть, и эти страницы индексируются (несмотря на то, что они не принесут трафика из органики).

– Закрываете их от индексации (особенно актуально для больших сайтов для сохранения краулингового бюджета).

 

3) Кластеризовать ключевые запросы

Группировка ключевых фраз по ТОПу позволяет избежать проблем с неправильной оптимизацией посадочных страниц в дальнейшем.

Для кластеризации поисковых запросов можно использовать сервис Just-Magic (платный, но с дополнительными возможностями) или Coolakov (бесплатный).

Почему важна кластеризация:

  1. Не создаём страницы, которые будут конкурировать между собой в поисковой выдачи. Например, исходя из группировки, запросы «поддон для столовых приборов в ящик», «лоток для столовых приборов в ящик», «вкладыш в ящик для столовых приборов» можно продвигать на одной странице.

Третий этап разработки структуры – кластеризация семантики

Логичнее было бы разделить их на разные посадочные страницы, но Яндексу, конечно же, виднее ?

И, наоборот: не создаём одну страницу для «мельхиоровых приборов» в ожидании, что она будет ранжироваться и приносить трафик по всем запросам с вхождением «мельхиор» –  «мельхиоровые столовые приборы кольчугино», «столовые приборы из мельхиора ссср», «мельхиоровые столовые приборы цена» и т. д.

  1. Получаем посадочные страницы для фильтров и тегов.

После кластеризации инструментом и ручной добивки могут остаться такие группы, в которых будет по 1-2 запроса. При этом частота таких запросов будет минимальной. Не стоит недооценивать силу низкочастотных запросов. Для привлечения трафика из органики по таким запросам можно создать теги и дополнительные фильтры.

img alt="Выделяем страницы под теги и фильтры

ВАЖНО: не стоит полагаться на кластеризатор на 100%. Если по какой-то причине он разделил запросы, например, «мельхиоровые столовые приборы» и «столовые приборы из мельхиора», нужно:

а) проанализировать поведение инструмента вручную (посмотреть документы из ТОП-10);

б) если видимых различий нет – не создавать две одинаковые по смыслу страницы.

После проделанного пласта работы у нас должна выйти таблица следующего вида:

Таблица со структурой сайта

4. Прорисовать структуру сайта и настроить навигацию

  1. Иерархическая связь между страницами

На предыдущих этапах уже должна выстроиться некая иерархия между элементами структуры сайта.

Четвертый этап разработки структуры – связываем элементы

Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:

1) Иерархия должна быть логичной. Она должна быть интуитивно понятной для пользователей и для поисковых ботов. Каждая основная категория должна быть уникальной. Каждая подкатегория должна каким-то образом относиться к основной категории, в которой она находится.

2) Не переусердствуйте с количеством категорий, помните о правиле «7 ± 2».

3) Желательно (но не всегда возможно), чтобы в категориях было равное количество подкатегорий.

  1. Продумайте перелинковку

Чтобы избежать проблем с дублированием страниц и ускорить индексирование сайта, визуализируйте связь между элементами структуры.

Четвертый этап разработки структуры – перелинковка

Важно: убедитесь, что есть ссылки на все страницы вашего сайта, иначе поисковый робот их не найдёт и не проиндексирует.

  1. Продумайте структуру URL

Структура URL-адресов должна соответствовать иерархии сайта: от раздела до категории.

Структура URL

Дайте пользователям возможность вернуться в категорию более высокого уровня, удалив последнюю часть URL.

  1. Теги и фильтры

Если категории или подкатегории на сайте большие, весомые и объединяют в себе большое количество товарных карточек, для дробления можно использовать фильтры и/или теги.

Как мы уже говорили, для тегов можно использовать страницы, созданные под низкочастотные группы запросов. Аналогично и с выбором нескольких фильтров одновременно.

Распределение страниц

  1. HTML-Sitemap

Не будет лишним разместить ссылки на страницы разделов/категорий/подкатегорий в HTML-карте сайта. При этом визуально показать принадлежность каждого элемента сайта друг к другу. Это будет однозначным плюсом как для SEO, так и для пользователей.

HTML-карта сайта со структурой

Распространённые ошибки и пути их решения

Некоторые из них мы вскользь упомянули ранее. Теперь более детально рассмотрим ошибки, которые часто допускаются на сайтах, и то, как их можно  исправить.

1. Дублирование страниц

Возникает из-за:

  • стопроцентного полагания на кластеризатор («мельхиоровая посуда» и «посуда из мельхиора»);
  • разных путей к странице.

Разные пути к одной странице

Как решить:

  1. проанализировать трафик на страницы-дубликаты (чтобы определить страницу, которая выигрывает в ранжировании);
  2. настроить 301-редирект с худшей по трафику страницы на лучшую;
  3. после того как поисковик склеит страницы, заменить в структуре ссылки, на которых настраивали перенаправление, на актуальные.

2. Упущенные страницы подкатегорий

Возникает из-за:

  • неполного семантического ядра (теряются дополнительные точки роста трафика).

Как решить:

  1. Собрать семантическое ядро, используя:
    1. Яндекс.Метрику;
    2. Я.Вебмастер и Google Search Console;
    3. Яндекс.Вордстат.
  2. Очистить от мусора и кластеризовать.
  3. Проанализировать релевантность ранжируемых страниц (сравнить ранжируемую страницу и ту, которая логически подходит под запрос; проверить интент запроса).
  4. Выделить страницы, которые нужно создать.

3. Ссылка на страницу находится только в Sitemap

Если страница доступна только через XML-Sitemap, можно предположить, что она создана только для поисковиков, а не для пользователей. Чаще всего проблема возникает из-за банальной невнимательности.

Как решить:

  1. сканируем сайт одним из парсеров (без учёта карты сайта);
  2. экспортируем страницы в индексе (сделать это можно в Яндекс.Вебмастере);
  3. выкачиваем XML-Sitemap;
  4. оставляем только страницы категорий (удаляем карточки товара, служебные и т. д.) и сравниваем три списка;
  5. исключаем страницы, которые есть в трёх списках;
  6. проводим анализ оставшихся;
  7. внедряем ссылки на страницы в структуру сайта.

4. Навигация через скрипты

Часто фильтры на сайтах реализуются через Ajax, JS или другие скрипты. В связи с тем, что нет физических ссылок, поисковые роботы не могут попасть на страницы и попросту не индексируют их.

Как решить:

  • внедрить в фильтры HTML-ссылки вместо подгрузки страницы скриптом.

Пример правильной реализации:

Физические ссылки в фильтрах

5. Отсутствуют хлебные крошки

Ошибка не критическая, это больше рекомендация.

Хлебные крошки – дополнительная навигация по сайту. Удобны как для пользователя (видит иерархическую цепочку сайта и может вернуться на категорию выше), так и для поисковых роботов.

Хлебные крошки и структура сайта

В завершение

Правильная структура сайта важна как для продвижения в поисковых системах, так и для пользователей. В особенности это касается коммерческих сайтов (например, интернет-магазинов). Ошибка, допущенная вначале, может снежным комом повлечь за собой много критических проблем. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, чтобы вам дали квалифицированные советы.

Помощь в разработке сайта

Подписаться на рассылку

Еще по теме:


Ксения П.

SEO-TeamLead

За два года от стажера до тимлида.

Google меня любит.

Множко катаю на сапборде.

Девиз: Либо делай качественно, либо делай качественно.

Оцените мою статью: 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (13 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Siteclinic logo
Наверх

6 комментариев к статье “Структура коммерческого сайта и SEO

  1. Доброе утро! К сожалению, не могу понять что за правило 7+2:
    2) Не переусердствуйте с количеством категорий, помните о правиле «7 ± 2».?

    Где можно подробнее ознакомиться с данной информацией?

    Заранее спасибо!

    1. Не больше 7-ми предметов, в среднем. 5 минимум. 9 максимум. Это касается восприятия количества пользователем. Оптимальное количество предметов для показа, другими словами. В этом случае.

  2. Структура URL-адресов должна соответствовать иерархии сайта: от раздела до категории.

    Подскажите откуда эти данные и такие выводы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Мы продвигаем: