- (Обновлено: ) Евгений Аралов
- 6 минут
- Мастер-класс
Эта инструкция составлялась прежде всего для заказчиков, которые ежемесячно платят SEO-компаниям энную сумму денег и хотят научиться самостоятельно оценивать эффективность продвижения своего сайта. Но она будет полезной и SEO-специалистам, которым важно понимать, какую отдачу приносит их работа клиенту.
Разве недостаточно отслеживать количество запросов в ТОП-10 или количество трафика?
Нет, недостаточно.
Если вы отслеживаете только количество запросов в ТОП-10, то может возникнуть ситуация, когда запросов в ТОП-10 много, но они настолько непопулярные, что не приносят вам трафика.
Может быть и так: трафика очень много, но он абсолютно нецелевой, да ещё и каждый посетитель слишком дорого вам обходится.
Для оценки отдачи от SEO нужно опираться на ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI).
KPI – система показателей, которые помогают количественно оценить полученные результаты работы. Если говорить простым языком, KPI – это мерило результата.
Какие KPI нужно оценивать в SEO?
В SEO к основным KPI можно отнести следующие:
- Объём целевого трафика;
- Качество привлечённого трафика;
- Видимость проекта;
- Стоимость посетителя;
- Стоимость конверсии;
- Возврат инвестиций.
Объём целевого трафика
Целевой трафик – количество привлечённого трафика с учётом сезонности, но без учёта запросов с брендом и стоп-словами.
Основная цель – больше трафика.
Как исключить брендовые и стоп-слова?
Это достаточно просто сделать через сегменты в Яндекс. Метрике.
Визиты, в которых ->Источники — > Последний источник -> Поисковые фразы
Важно помнить, что Google шифрует данные по поисковым фразам. Чтобы не учитывать брендовые слова в Google, необходимо:
- Посчитать долю брендовых фраз в Яндексе;
- Вычесть эту долю из Google.
Как учесть сезонность?
Чтобы учесть сезонность трафика, нужно высчитать сезонные коэффициенты. Для этого нужно сделать следующее:
- Получить данные о сезонности из Яндекс. Вордстата по нескольким ВЧ-запросам вашей тематики;
- Рассчитать коэффициенты по инструкции с сайта 4analytics;
Рассчитанные коэффициенты сезонности
- Определить базовый трафик. Базовый трафик – количество посетителей за месяц, идущий перед началом работ по продвижению;
- Применить коэффициенты к базовому трафику
Разница между базовым и фактическим трафиками и будет эффективным привлечённым трафиком.
Плюсы: легко отслеживать, есть учёт сезонности и только целевых посетителей.
Минусы: нет учёта конверсий, необходим отдельный просчёт коэффициентов сезонности.
Качество целевого трафика
У метрики «Объём целевого трафика» есть один существенный недостаток – она не отражает качества привлекаемых посетителей.
А ведь может быть ситуация, когда трафик стабилен, но посетители начали посещать лишь одну страницу, возросло количество отказов, стало меньше целевых действий и т. д.
Чтобы вовремя отслеживать такие ситуации, имеет смысл разбить трафик по различным качественным составляющим.
Например, трафик можно сегментировать следующим образом:
Некачественный – посетители с отказом;
Удовлетворительный – были просмотры, но никаких конверсий не совершено;
Хороший – посетитель совершил микроконверсию (зашёл на целевую страницу, положил товар в корзину и т. д.);
Отличный – визит с макроконверсией (продажа, звонок).
Такая сегментация позволит оценить качество трафика и вовремя отреагировать на его качественные изменения.
Основная цель – больше хорошего трафика.
Плюсы: легко настроить, учитывает конверсии.
Минусы: на показатели влияют различные факторы: качество сайта, конкурентная среда – не всё зависит от SEO.
Как сформировать отчёт по качеству трафика?
Это довольно просто делается через сегменты Яндекс. Метрики или Google Analytics. Я подробно рассказал о том, как это сделать, в статье Как оценить и улучшить качество трафика: 5 шагов с Google Analytics.
Видимость
Видимость – это показатель, который отражает видимость сайта по семантическому ядру.
В работе я использую следующие метрики:
Эти метрики применимы ко всему сайту, группе документов, выборке запросов, документу.
Вот как может выглядеть отчёт по категориям с этими метриками:
- Абсолютное значение запросов в ТОП-10 / ТОП-5 (условное обозначение TOП10);
- Относительное значение запросов в ТОП-10 / ТОП 5 (%ТОП10);
- Абсолютное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS-ТОП10);
- Относительное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS%-ТОП10).
Скриншот отчёта видимости по категориям сайта
Из отчёта видно, что у категории GIGI низкая видимость (всего 17% запросов в ТОП-10), при этом лишь 6% от Вордстата находятся в ТОП-10. Это говорит о том, что в ТОПе находятся НЧ-запросы.
У категории TIGI обратная ситуация: хорошая видимость (78% запросов в ТОП-10) за счёт ВЧ-/СЧ-запросов (91% от Вордстата в ТОП-10).
Категория Kerastase имеет среднюю видимость, но основная часть запросов находится за пределами ТОП-10.
Как сформировать отчёт по таким метрикам?
Самый простой способ – использовать Power BI. Это бесплатный инструмент от Microsoft для бизнес-аналитики, позволяющий получать, обрабатывать и визуализировать данные из различных источников: файлов, баз данных, различных API.
Подробно о том, как сформировать отчёт по видимости, я рассказал в статье Power BI для SEO – как удобно контролировать видимость сайта.
Плюсы: напрямую отражает эффективность работы SEO, помогает оценить потенциал.
Минусы: нет учёта сезонности, иногда не коррелирует с трафиком, нет привязки к конверсиям.
Стоимость посетителя
Формула расчёта: CPC = Бюджет продвижения / Количество целевого трафика.
СPC – стоимость одного целевого посетителя. Позволяет понять, не слишком ли дорого стоит привлекаемый трафик, может ли быть дешевле реклама в контексте и нужно ли сокращать бюджет на SEO.
Важно понимать, что в начале работ стоимость посетителя будет весьма высока – в SEO отложенный результат и цена уменьшаются параллельно росту трафика.
Плюсы: можно сравнивать с другими каналами, легко рассчитывается.
Минусы: нет учёта сезонности, нет учёта конверсий.
Пример изменения цены с течением роста трафика
Стоимость конверсии
Формула расчёта: CPA = Бюджет продвижения / Количество конверсий.
CPA – стоимость целевого действия. К целевым действиям можно отнести отправку формы, звонок, покупку и т. д. Вы сами решаете, что является целевым действием.
Очень важный показатель, т. к. он учитывает конверсии и стоимость трафика, отражает рентабельность канала.
У этого показателя есть один существенный минус – сложно посчитать, если есть офлайн-конверсии (офлайн-магазин, звонки).
Нужно обязательно подключать колл-трекинг и желательно интегрировать систему CRM.
Колл-трекинг – система учёта звонков, которая отдельно фиксирует звонки для каждого канала.
CRM – система управления взаимоотношениями с клиентами.
Плюсы: учитывает конверсии и рентабельность трафика.
Минусы: сложно подсчитать при офлайн-конверсиях, зависит не только от SEO.
Возврат инвестиций
Формула расчёта: ROI = (доход — расходы) / расходы * 100%.
ROI – коэффициент возврата инвестиций, который отражает эффективность и окупаемость канала.
Проблема этого KPI для агентств или частных SEO-специалистов в том, что не каждый клиент готов предоставлять все данные о доходах.
Также нужно понимать, что в начале работ ROI по SEO-каналу будет отрицательным, он начнёт окупаться лишь через несколько месяцев.
Пример:
Бюджет = 30 000 руб.
Доход = 67 500 руб.
ROI = 125%
Плюсы: отражает рентабельность канала, учитывает затраты и конверсии.
Минусы: часто сложно получить все необходимые данные, зависит не только от SEO.
Итог
Мы рассмотрели основные показатели KPI. Теперь можно оценить эффективность SEO-канала не только по количеству запросов в ТОПе, но и по реальным финансовым показателям.
В следующих статьях я расскажу, как сгруппировать все эти показатели в одном месте и получить отличный дашборд с помощью Power Bi.
Пример дашборда на Power Bi
Мы продвигаем сайты по трафику и по позициям. Работаем открыто, аргументируем необходимость всех действий и изменений. Не используем рискованных методов. Более чем за 10 лет работы ни один из сайтов наших клиентов не попал под санкции.
Необходимо продвижение? Отправьте заявку — мы оценим перспективы продвижения и сделаем расчёт.
Еще по теме:
- Асессорская инструкция Google: связь между оценками качества страниц и поиска (Часть 3) В последней, третьей части перевода Ассесорской инструкции Google мы рассматриваем работу асессора в комплексе, проанализировав 2 предыдущие части и сделав перевод 3-ей. Подведем итоги –...
- Что говорят исследования о факторах ранжирования в Google? SEO — это бесконечные стратегии, тесты и анализ, которые невозможны без актуальных знаний об алгоритмах ПС. Поэтому мы сделали концентрированную выдержку топовых исследований о ранжировании...
- Как определить просадку трафика в Яндексе – пошаговая инструкция Определяем поисковую систему, в которой произошла просадка Выясняем дату просадки и равнозначные периоды Определяем просевшие страницы в Яндексе Анализируем полученные данные Определяем просевшие запросы Как...
- Основы веб-аналитики. Как настроить цели в Google Analytics Мы продолжаем серию статей «Работа с Google Analytics». Сегодня расскажем вам, как правильно настроить цели в данной системе, чтобы в дальнейшем детально отслеживать, насколько сайт...
- Как поведение пользователей на сайте может сказаться на ранжировании. Исследование Яндекса Мы подготовили для вас адаптированный перевод исследования Яндекса о пользовательских факторах, представленного на конференции CIKM 2013 (Бёрлингейм, в ноябре 2013). В докладе идет речь об...
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Спасибочки!
Женя лайк!
Евгений, благодарю за полезную, хорошо структурированную статью. И вместе с тем, она ну для очень продвинутого заказчика:). Большинство понимают только возврат инвестиций и объем трафика (по типу — смотри сюда в это окошко). У вашей компании наверняка заказчики уже обучены долгими зимними вечерами. Поэтому к этой статье необходимо дополнение: Пошаговая инструкция обучения заказчика, как контролировать вашу работу:)
Здравствуйте помогите пожалуйста как можно применит КПИ к общему отделу