Заказать SEO-услуги
Согласен с правилами обработки персональных данных
Скорость ответа - до 30 минут!

Как измерить эффективность SEO-канала для вашего бизнеса: подробная инструкция по оценке KPI

like 286
233
32
21

Настройка KPI

Эта инструкция составлялась прежде всего для заказчиков, которые ежемесячно платят SEO-компаниям энную сумму денег и хотят научиться самостоятельно оценивать эффективность продвижения своего сайта. Но она будет полезной и SEO-специалистам, которым важно понимать, какую отдачу приносит их работа клиенту.

 

Разве недостаточно отслеживать количество запросов в ТОП-10 или количество трафика?

Нет, недостаточно.

Если вы отслеживаете только количество запросов в ТОП-10, то может возникнуть ситуация, когда запросов в ТОП-10 много, но они настолько непопулярные, что не приносят вам трафика.

Может быть и так: трафика очень много, но он абсолютно нецелевой, да ещё и каждый посетитель слишком дорого вам обходится.

Для оценки отдачи от SEO нужно опираться на ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI).

KPI – система показателей, которые помогают количественно оценить полученные результаты работы. Если говорить простым языком, KPI – это мерило результата.

 

Какие KPI нужно оценивать в SEO?

В SEO к основным KPI можно отнести следующие:

  1. Объём целевого трафика;
  2. Качество привлечённого трафика;
  3. Видимость проекта;
  4. Стоимость посетителя;
  5. Стоимость конверсии;
  6. Возврат инвестиций.

 

Объём целевого трафика

Целевой трафик – количество привлечённого трафика с учётом сезонности, но без учёта запросов с брендом и стоп-словами.

Основная цель – больше трафика.

Как исключить брендовые и стоп-слова?

Это достаточно просто сделать через сегменты в Яндекс. Метрике.

Визиты, в которых ->Источники — > Последний источник -> Поисковые фразы

Инструкция по исключению брендовых запросов

Важно помнить, что Google шифрует данные по поисковым фразам. Чтобы не учитывать брендовые слова в Google, необходимо:

  1. Посчитать долю брендовых фраз в Яндексе;
  2. Вычесть эту долю из Google.

 

Как учесть сезонность?

Чтобы учесть сезонность трафика, нужно высчитать сезонные коэффициенты. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Получить данные о сезонности из Яндекс. Вордстата по нескольким ВЧ-запросам вашей тематики;

Инструкция по учету сезонности

  1. Рассчитать коэффициенты по инструкции с сайта 4analytics;

Рассчитанные коэффициенты сезонности

Пример уже рассчитанной сезонности

  1. Определить базовый трафик. Базовый трафик – количество посетителей за месяц, идущий перед началом работ по продвижению;
  2. Применить коэффициенты к базовому трафику

Применение коэфицента базового трафика к данным

Разница между базовым и фактическим трафиками и будет эффективным привлечённым трафиком.

Плюсы: легко отслеживать, есть учёт сезонности и только целевых посетителей.

Минусы: нет учёта конверсий, необходим отдельный просчёт коэффициентов сезонности.

 

Качество целевого трафика

У метрики «Объём целевого трафика» есть один существенный недостаток – она не отражает качества привлекаемых посетителей.

А ведь может быть ситуация, когда трафик стабилен, но посетители начали посещать лишь одну страницу, возросло количество отказов, стало меньше целевых действий и т. д.

Чтобы вовремя отслеживать такие ситуации, имеет смысл разбить трафик по различным качественным составляющим.

Например, трафик можно сегментировать следующим образом:

Некачественный – посетители с отказом;

Удовлетворительный – были просмотры, но никаких конверсий не совершено;

Хороший – посетитель совершил микроконверсию (зашёл на целевую страницу, положил товар в корзину и т. д.);

Отличный – визит с макроконверсией (продажа, звонок).

Такая сегментация позволит оценить качество трафика и вовремя отреагировать на его качественные изменения.

Основная цель – больше хорошего трафика.

Плюсы: легко настроить, учитывает конверсии.

Минусы: на показатели влияют различные факторы: качество сайта, конкурентная среда – не всё зависит от SEO.

 

Как сформировать отчёт по качеству трафика?

Это довольно просто делается через сегменты Яндекс. Метрики или Google Analytics. Я подробно рассказал о том, как это сделать, в статье Как оценить и улучшить качество трафика: 5 шагов с Google Analytics.

Формирование отчета по качеству трафика

 

Видимость

Видимость – это показатель, который отражает видимость сайта по семантическому ядру.

В работе я использую следующие метрики:

Эти метрики применимы ко всему сайту, группе документов, выборке запросов, документу.

Вот как может выглядеть отчёт по категориям с этими метриками:

  1. Абсолютное значение запросов в ТОП-10 / ТОП-5 (условное обозначение TOП10);
  2. Относительное значение запросов в ТОП-10 / ТОП 5 (%ТОП10);
  3. Абсолютное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS-ТОП10);
  4. Относительное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS%-ТОП10).

Скриншот отчёта видимости по категориям сайта

Отчет по видимости категорий сайта

Из отчёта видно, что у категории GIGI низкая видимость (всего 17% запросов в ТОП-10), при этом лишь 6% от Вордстата находятся в ТОП-10. Это говорит о том, что в ТОПе находятся НЧ-запросы.

У категории TIGI обратная ситуация: хорошая видимость (78% запросов в ТОП-10) за счёт ВЧ-/СЧ-запросов (91% от Вордстата в ТОП-10).

Категория Kerastase имеет среднюю видимость, но основная часть запросов находится за пределами ТОП-10.

 

Как сформировать отчёт по таким метрикам?

Самый простой способ – использовать Power BI. Это бесплатный инструмент от Microsoft для бизнес-аналитики, позволяющий получать, обрабатывать и визуализировать данные из различных источников: файлов, баз данных, различных API.

Подробно о том, как сформировать отчёт по видимости, я рассказал в статье Power BI для SEO – как удобно контролировать видимость сайта.

Плюсы: напрямую отражает эффективность работы SEO, помогает оценить потенциал.

Минусы: нет учёта сезонности, иногда не коррелирует с трафиком, нет привязки к конверсиям.

 

Стоимость посетителя

Формула расчёта: CPC = Бюджет продвижения / Количество целевого трафика.

СPC – стоимость одного целевого посетителя. Позволяет понять, не слишком ли дорого стоит привлекаемый трафик, может ли быть дешевле реклама в контексте и нужно ли сокращать бюджет на SEO.

Важно понимать, что в начале работ стоимость посетителя будет весьма высока – в SEO отложенный результат и цена уменьшаются параллельно росту трафика.

Плюсы: можно сравнивать с другими каналами, легко рассчитывается.

Минусы: нет учёта сезонности, нет учёта конверсий.

Пример изменения цены с течением роста трафика

Отчет по CPC

 

Стоимость конверсии

Формула расчёта: CPA = Бюджет продвижения / Количество конверсий.

CPA – стоимость целевого действия. К целевым действиям можно отнести отправку формы, звонок, покупку и т. д. Вы сами решаете, что является целевым действием.

Очень важный показатель, т. к. он учитывает конверсии и стоимость трафика, отражает рентабельность канала.

У этого показателя есть один существенный минус – сложно посчитать, если есть офлайн-конверсии (офлайн-магазин, звонки).

Нужно обязательно подключать колл-трекинг и желательно интегрировать систему CRM.

Колл-трекинг – система учёта звонков, которая отдельно фиксирует звонки для каждого канала.

CRM – система управления взаимоотношениями с клиентами.

Плюсы: учитывает конверсии и рентабельность трафика.

Минусы: сложно подсчитать при офлайн-конверсиях, зависит не только от SEO.

 

Возврат инвестиций

Формула расчёта: ROI = (доход — расходы) / расходы * 100%.

ROI – коэффициент возврата инвестиций, который отражает эффективность и окупаемость канала.

Проблема этого KPI для агентств или частных SEO-специалистов в том, что не каждый клиент готов предоставлять все данные о доходах.

Также нужно понимать, что в начале работ ROI по SEO-каналу будет отрицательным, он начнёт окупаться лишь через несколько месяцев.

Пример:

Бюджет = 30 000 руб.

Доход = 67 500 руб.

ROI = 125%

Плюсы: отражает рентабельность канала, учитывает затраты и конверсии.

Минусы: часто сложно получить все необходимые данные, зависит не только от SEO.

 

Итог

Мы рассмотрели основные показатели KPI. Теперь можно оценить эффективность SEO-канала не только по количеству запросов в ТОПе, но и по реальным финансовым показателям.

В следующих статьях я расскажу, как сгруппировать все эти показатели в одном месте и получить отличный дашборд с помощью Power Bi.

Пример дашборда на Power Bi

Пример дашборда на Power Bi

 

Мы продвигаем сайты по трафику и по позициям. Работаем открыто, аргументируем необходимость всех действий и изменений. Не используем рискованных методов. Более чем за 10 лет работы ни один из сайтов наших клиентов не попал под санкции.

Необходимо продвижение? Отправьте заявку — мы оценим перспективы продвижения и сделаем расчёт.

Подписаться на рассылку

Еще по теме:


Евгений Аралов

SEO-аналитик SiteClinic.ru

Продвигаю сайты с 2009 года.

Выступал на конференциях AllInTop, Optimization

Публикую полезные статьи на различных блогах: siteclinic.ru, optimizatorsha.ru, searchengines.ru и веду Telegram-канал.

Сейчас руковожу SEO-отделом в компании SiteClinic: строю и координирую команду, обучаю специалистов.

Девиз: вперёд!

Оцените мою статью: 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Siteclinic logo
Наверх

4 комментария к статье “Как измерить эффективность SEO-канала для вашего бизнеса: подробная инструкция по оценке KPI

  1. Евгений, благодарю за полезную, хорошо структурированную статью. И вместе с тем, она ну для очень продвинутого заказчика:). Большинство понимают только возврат инвестиций и объем трафика (по типу — смотри сюда в это окошко). У вашей компании наверняка заказчики уже обучены долгими зимними вечерами. Поэтому к этой статье необходимо дополнение: Пошаговая инструкция обучения заказчика, как контролировать вашу работу:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Мы продвигаем: