- (Обновлено: ) Александр Я.
Яндекс. Вебмастер стремительно развивается и продолжает радовать новым и полезным функционалом. В прошлом году мы подготовили обзор инструментов и инструкции по работе с обновлённым Вебмастером. С тех пор в панели появились дополнительные инструменты и были существенно изменены некоторые прежние разделы.
В этой статье мы расскажем о новых возможностях в Яндекс. Вебмастере, которые, с нашей точки зрения, будут наиболее полезны владельцам сайтов и оптимизаторам, и покажем, как их можно использовать для постоянного аудита сайта и развития проекта.
Большое число изменений появилось во вкладке «Индексирование». В наш обзор вошли пять из восьми разделов этой вкладки.
Статистика обхода
Весной этого года раздел полностью обновился. Теперь тут легче ориентироваться и узнавать о проблемах, возникших при обходе сайта. Если вы сразу обратили внимание на ошибку, то у вас будет шанс устранить её и отправить страницу на переобход до того, как она попадёт в поисковую выдачу.
Что теперь есть в разделе:
- график, который показывает, сколько страниц обходил робот с учётом кодов ответа;
- ответы сервера во время последнего обхода страниц и предыдущие ответы. Предыдущий ответ можно сравнивать с текущим — это удобно для анализа изменений и поиска ошибок на сайте;
- возможность посмотреть данные для конкретного раздела сайта. Для этого можно выбрать раздел из выпадающего списка над графиком. Список соответствует разделам из вкладки «Структура сайта». Можно также задать нужный раздел, воспользовавшись фильтрами в колонке «URL»;
- возможность посмотреть только последние изменения или информацию по всем страницам с помощью вкладок «Все страницы», «Последние изменения»;
- выгрузка данных в формате CSV или XLS;
- фильтры, которые позволяют настраивать отображение информации.
Что это даёт:
Вкладка «Последние изменения» позволяет легко находить страницы, статус которых изменился.
Используя фильтры в колонках «Было» и «Стало», можно получить много полезной информации о сайте:
- какие страницы перестали давать ответ 200 ОК. Таким образом можно легко найти ошибки на сайте. Для этого в колонке «Было» выбираем «200 (ОК)» и получаем список страниц, которые при последнем обходе изменили статус;
- какие новые страницы обошёл робот. Это позволит понять, насколько быстро новые страницы попадают в поисковую выдачу. Чтобы построить такой отчёт, в колонке «Было» выбираем «N/a URL (неизвестен роботу)», а в «Стало» — «200 (ОК)»;
- список страниц, которые робот обходит, но не добавляет в индекс. Список можно получить, если выбрать в колонке «Было» «N/a URL (неизвестен роботу)», а в «Стало» — любой другой из доступных (кроме «200 (ОК)»). С помощью такого отчёта легко найти, например, битые ссылки или лишние редиректы на сайте.
Переключившись во вкладку «Все страницы», вы сможете посмотреть, какие проблемы уже давно есть на сайте, например, удалённые страницы, которые продолжает обходить поисковый робот. Для этого в колонке «Код ответа» выберите «400» и проанализируйте список страниц.
Разумеется, это далеко не полный список отчётов, которые можно получить в этом разделе. Инструмент стал гибким, и его можно настроить для решения разных задач.
Страницы в поиске
В этой вкладке можно узнать о том, какие страницы попали в поисковую выдачу или были из неё исключены. Теперь Яндекс не только делится этой информацией, но и указывает причину исключения страницы.
Что есть в отчёте:
- график, который позволяет быстро визуально оценить соотношение исключённых и добавленных страниц или посмотреть, каких проблем на сайте больше;
- список страниц, где зелёным цветом отмечены страницы, попавшие в индекс, а синим — исключённые;
- если страница была исключена, то указывается причина исключения и предлагаются рекомендации по устранению возможных причин исключения;
- дата последнего посещения роботом и обновления базы, статус страницы и URL, заголовок станицы. По всем представленным параметрам доступна фильтрация;
- вкладки, отображающие только последние изменения, список исключённых страниц;
- возможность скачать информацию в форматах CSV или XLS.
Чем полезен раздел «Страницы в поиске»:
- возможность посмотреть, какие страницы были исключены из поисковой выдачи и почему. Информация доступна во вкладке «Исключённые страницы». Если страницы нужны в выдаче, можно исправить ошибки, чтобы вернуть их в выдачу. Если страницы не нужны, можно запретить их индексацию;
- сортировка исключённых страниц по причине исключения с помощью фильтра в колонке «Статус»;
- доступен список возможных причин исключения страниц из поисковой базы:
— страница считается некачественной;
— страница была исключена из поиска в результате обработки роботом директивы Clean-param;
— страница дублирует уже представленную в поиске страницу сайта;
— при обращении к сайту роботу не удалось установить соединение с сервером;
— при обращении к странице возникла ошибка;
— страница была исключена из поиска из-за установленного запрета на индексирование (с помощью метатега robots со значением content=»noindex» или content=»none»);
— страница проиндексирована по каноническому адресу, который был указан в атрибуте rel=»canonical» в её исходном коде;
— страница относится к неглавному зеркалу сайта, поэтому была исключена из поиска;
— страница известна роботу, но не участвует в поиске;
— при обращении к странице роботу не удалось получить её содержимое;
— страница осуществляет перенаправление, но находится в поиске;
— страница осуществляет перенаправление, при котором индексируется его цель;
— индексирование сайта запрещено в файле robots.txt. Робот автоматически начнёт посещать страницу, когда сайт станет доступен для индексирования. - возможность увидеть страницы, попавшие в индекс. Для этого во вкладке «Последние изменения» нужно выбрать статус «Добавлено»;
- просмотр информации по определённому типу страниц, так как были улучшены фильтры URL.
Проверить статус URL
Этот инструмент позволяет получить информацию о статусе индексирования и участия в поисковой выдаче конкретной страницы.
Что есть в отчёте:
- статус страницы в поисковой базе;
- статус во время последнего обхода роботом;
- дата версии страницы в поисковой базе;
- URL и заголовок (Title) страницы.
Чем полезен инструмент:
Этот инструмент полезен в том случае, если нужно узнать данные по конкретной странице. Например, если вы хотите добавить новую страницу или изменить данные на уже существующей. Инструмент покажет Вам, обошёл ли робот страницу, а также дату версии и статус страницы в поисковой базе. Если страница была исключена, то будет отображаться причина исключения из поисковой базы.
По сути, инструмент показывает ту же информацию, что есть в разделах «Статистика обхода» и «Страницы в поиске». Но здесь вы можете быстро получить данные по конкретной странице.
Важные страницы
Раздел позволяет настроить мониторинг отдельных страниц сайта. Такой мониторинг позволит вам быстро узнать об изменениях, которые произошли с добавленными в сервис страницами. Сейчас в отчёт можно добавить не более 100 страниц.
Что можно отслеживать:
- изменение заголовка страницы;
- изменение даты последнего обхода;
- изменение HTTP-кода;
- изменение версии страницы в поиске;
- изменение статуса в поиске.
Что это даёт:
Инструмент позволяет настроить постоянный мониторинг наиболее важных страниц сайта.
Многие оптимизаторы знают, что часто проблемы со страницами удаётся заметить уже после падения позиций или трафика. Это могут быть как технические проблемы, так и человеческий фактор, например, когда доступ к редактированию есть у многих сотрудников.
Для того чтобы не пропустить изменения, есть возможность настроить уведомления.
Для полного боекомплекта хотелось бы ещё получить возможность отслеживать изменения в контенте страницы. Надеемся, что разработчики Яндекс. Вебмастера вскоре реализуют такую возможность.
Переобход страниц
Простой, но очень полезный инструмент.
Что есть в инструменте:
В инструменте есть поле, где можно указать страницы, которые должен обойти робот. В день сейчас можно отправить на переобход не более 20 страниц.
Что это даёт:
Если на сайте появились новые страницы или вы внесли изменения в уже проиндексированные, вы можете ускорить обход страниц поисковым роботом. Соответственно изменения раньше появятся в поисковой базе Яндекса.
Инструмент также поможет быстро сообщить роботу об исправлении найденных на сайте ошибках.
Ещё одна вкладка, на изменения в которой мы хотим обратить ваше внимание, — «Поисковые запросы».
История запросов
В инструмент добавлена возможность смотреть данные отдельно для мобильных устройств и десктопа. Если сейчас посмотреть данные «Популярные запросы» для мобильных устройств и десктопа, то результат будет отличаться у многих проектов. С учётом постоянного роста мобильного трафика это важная доработка, позволяющая улучшить качество анализа поисковых запросов.
Рекомендованные запросы
Сейчас инструмент доступен только в бета-версии, и информация отображается только для некоторых сайтов, участвующих в тестировании. Инструмент нацелен на поиск дополнительных запросов для рекламных кампаний.
Для запросов отображается такая информация:
— количество показов;
— количество кликов;
— цена клика.
Чем полезен инструмент:
Инструмент ориентирован на то, чтобы подсказать, какие запросы можно использовать в рекламных кампаниях. Но эти же запросы могут быть интересны и для продвижения по ним в органическом поиске Яндекса. Ждём выхода полноценной версии инструмента.
Пока «Рекомендованные запросы» доступны не всем, хотим дать совет, как можно искать дополнительные фразы для страниц в разделе «Последние запросы».
Последние запросы
В отличие от Яндекс. Метрик, где показаны данные по запросам, по которым были переходы на сайт, в Яндекс. Вебмастере есть информация о запросах, по которым сайт показывался, но переходов не было. Здесь также есть информация о запросах, средняя позиция которых составляет меньше 50. Этот факт значительно расширяет возможности поиска дополнительных запросов.
Чтобы посмотреть, по каким фразам страница находится в ТОП-50, нужно добавить фильтр по URL, указав интересующий адрес, после чего вывести запросы, средняя позиция которых больше десятой.
Анализируем полученный список страниц и смотрим, по каким фразам можно получать дополнительный трафик, если оптимизировать страницы.
Заключение
Обновлённый Яндекс. Вебмастер позволяет отслеживать состояние сайта, получать расширенную информацию по поисковым фразам, быстро находить большинство технических проблем. В отличие от сторонних сервисов анализа сайта, вы получаете информацию напрямую от поисковика, видите те ошибки, которые обнаружил поисковый бот. Оптимизатору или владельцу сайта остаётся мониторить ситуацию и реагировать на ошибки, если таковые появятся.
Чтобы держать руку на пульсе и в Google, рекомендуем отслеживать ситуацию также в Google Search Console. О том, как работать с панелью для вебмастеров от Google, мы подробно рассказали в статье «Большая инструкция по настройке и использованию Google Search Console».
Хотите первыми узнавать о последних изменениях в Яндекс. Вебмастере? Следите за информацией в официальном блоге Яндекса для вебмастеров и подписывайтесь на наш блог, где мы рассказываем обо всех новых и полезных инструментах.
Еще по теме:
- Кто твой конкурент – правильно определяем конкурентов на разных этапах продвижения Зачем и по каким критериям оцениваем конкурентов Поиск прямых конкурентов Определение страниц-конкурентов Использование сайтов другой направленности как конкурентов Типовые вопросы, при которых грамотный оптимизатор отправит...
- 6 актуальных типов фильтров Яндекса Имитация действий пользователей Использование SEO-ссылок Использование SEO-текстов Малополезный контент, некорректная реклама, спам Обман пользователей мобильного интернета Сайт содержит назойливую рекламу На прошлой неделе сообщество SEO-специалистов...
- Почему трафик из Google намного ниже, чем из Яндекса? Причины и способы решения проблемы Как известно, в России Google стремительно забирает трафик у Яндекса. Это хорошо видно на графике системы Liveinternet: Кроме того, в Яндексе сейчас крайне нестабильная выдача:...
- Как поведение пользователей на сайте может сказаться на ранжировании. Исследование Яндекса Мы подготовили для вас адаптированный перевод исследования Яндекса о пользовательских факторах, представленного на конференции CIKM 2013 (Бёрлингейм, в ноябре 2013). В докладе идет речь об...
- Как Google может оценивать сайты. Новая модель Knowledge-Based Trust (КВТ) Google представил свою новую разработку, модель ранжирования, основанную на оценке достоверности фактов на сайтах, - Knowledge-Based Trust. Мы подготовили перевод документа, в котором представители Google описывают, как работает модель KBT,...
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Спасибо) Активно юзаю эти инструменты