- (Обновлено: ) Евгений Аралов
Подробная инструкция и советы по использованию нового Яндекс.Вебмастера – как добавить свой сайт и использовать инструменты для анализа сайта. Давайте рассмотрим, что полезного дает нам инструмент от Яндекса.
Недавно мы писали подробную инструкцию по Google Search Console, сегодня решили подробно описать основные возможности нового Яндекс.Вебмастера.
Итак, 20 ноября 2015 года в свет вышел новый Вебмастер в бета-версии. Давайте рассмотрим, что полезного нам дает этот инструмент.
— Как добавить сайт в Яндекс.Вебмастер
— Общая информация о сайте
— Диагностика. Возможные ошибки и нарушения
— Поисковые запросы – инструмент по работе с ключевыми запросами
— Индексирование. Проверка и анализ индексации сайта
— Настройка индексирования
— Инструменты
Как добавить сайт в Яндекс. Вебмастер
Прежде чем начать пользоваться Вебмастером, нужно зарегистрировать в нем свой сайт. Для этого создайте аккаунт в Яндексе и перейдите по ссылке. После регистрации:
2. Система предложит подтвердить права несколькими способами: html-файл, мета-тег, dns и txt-файл (последний метод временно недоступен).
После того как права подтверждены, переходим по ссылке и попадаем в новый Вебмастер.
Общая информация
Первое, что мы видим, – это дашборд с общей информацией о состоянии вашего сайта:
1. Диагностика проблем сайта – показывает различные технические ошибки.
2. Индексирование – сколько страниц в индексе в динамике.
3. Показы в поиске – число показов и переходов из поиска Яндекс.
4. тИц – динамика изменения тИЦ.
Все основные пункты мы рассмотрим ниже.
Эти данные частично помогают оценить состояние сайта на текущий момент и, если возникнут затруднения с индексацией или другие серьезные проблемы, – сразу увидеть это.
Единственный минус данного дашборда – его нельзя настроить, все блоки фиксированы.
Теперь перейдем к основным разделам.
Диагностика
Это один из самых важных разделов Яндекс.Вебмастера, т.к. в нем отображаются серьезные проблемы с сайтом, начиная от банального отсутствия sitemap.xml и заканчивая наложением санкций. Раздел включает 3 подраздела:
1. Диагностика сайта
Здесь ошибки показываются в порядке критичности:
А) Фатальные – самые серьезные ошибки, обычно это санкции, вирусы или другие ошибки, которые самым критичным образом сказываются на ранжировании сайта.
Б) Критичные – здесь мы увидим ошибки, которые могут ухудшать ранжирование сайта, но не такие критичные, как санкции. Например, в данном примере это долгий ответ сервера.
В) Возможные проблемы – такие ошибки, как отсутствие sitemap.xml и незаполненные description показываются именно здесь. Данные недочеты лучше исправить, но критичного влияния на ранжирование сайта они не имеют.
Г) Рекомендации – самый низкий приоритет, носит рекомендательный характер.
После исправления любого типа ошибок (в том числе и санкции) вы можете проверить, правильно ли вы все сделали. Для этого достаточно нажать на кнопку «Проверить», которая отправляет сайт на пересмотр. Проверка может занять до 14 дней (для санкций – 24 дня).
2. Безопасность
Если сайт заражен вредоносным кодом, здесь появится подробная информация.
3. Нарушения
Данный подраздел очень важный, т.к. здесь вы найдете подробную информацию о типе санкций, наложенных на сайт, и после исправления сможете отправить сайт на пересмотр.
ВАЖНО! В данном разделе не всегда появляются сообщения о наложении санкций. Если сообщения нет, это еще не значит, что на сайт не наложен фильтр.
Поисковые запросы
Мощнейший инструмент по работе с ключевыми запросами сайта. Раздел состоит из двух подразделов:
1. Статистика
Данный раздел дает возможность анализировать изменения по различным показателям поисковых запросов: показы, клики, CTR, средняя позиция клика, CTR на 2-3 позиции и т.д. Анализировать можно по различным регионам и группам запросов:
2. Последние запросы
В данном подразделе находятся все запросы, по которым сайт показывается и по которым есть переходы.
Запросы можно объединять в группы по различным признакам. По умолчанию есть три группы: Top 3, Top 10 и Top 50.
Например, в группе Top 3 находятся запросы, по которым сайт находится не далее 3-й позиции:
Важная особенность нового Вебмастера – возможность загружать список своих запросов:
Таким образом, вы можете загружать и группировать свои списки запросов, что дает возможность отслеживать эффективность вашей стратегии продвижения с помощью анализа основных показателей.
Индексирование
Данный инструмент позволяет подробно проанализировать индексацию сайта и выявить проблемы, которые препятствуют индексированию того или иного раздела.
1. Статистика
Первое, что мы видим, зайдя в этот раздел, – количество загруженных, исключённых страниц и страниц, находящихся в поиске:
Это очень важная информация, т.к. она позволяет своевременно выявить проблемы с отдельными страницами или целыми разделами.
В данном примере видим огромную разницу между количеством загруженных страниц и страниц в поиске, тут явно какая-то проблема.
Можно посмотреть, какие именно страницы были загружены, для этого достаточно кликнуть на ссылку «Загруженные страницы». Здесь находится список кодов, которые отдают страницы.
В данном случае видим большое количество страниц, которые отдают код 200 ОК – страница доступна, т.е. робот видит страницы, но по какой-то причине большую их часть не включает в поиск.
Перейдем по ссылке «HHTP-коды 2ХХ» и проанализируем список, который нам предлагает система:
В данном примере мы видим, что в списке содержится большое количество страниц с различными GET-параметрами. Это дубли основных страниц, и именно их нет в индексе. Такие страницы следует закрыть от индексации.
Причины, по которым страницы могут не включаться в поиск:
- Списки ключевых слов или страницы, созданные исключительно для поисковых систем, другими словами – спам;
- Пустые или бесполезные страницы Яндекс также не хочет включать в индекс, т.к. от них нет никакого смысла;
- Дубли страниц
- Проблемы на стороне сервера – страницы или целые разделы могут быть недоступны из-за проблем с сервером.
Таким образом, данный инструмент позволяет находить причины плохой индексации, вовремя исправлять проблемы с доступностью страниц, и может предупредить наложение санкций.
2. Структура сайта
Здесь отображается структура сайта в иерархическом древе с показателями загруженных страниц и страниц в индексе для каждого раздела:
Кликнув по количеству страниц, мы сразу перейдем в раздел «Статистика» для анализа.
3. Проверка URL
Здесь есть возможность проверить любой URL вашего сайта. Сервис покажет, находится ли страница в поиске и какой код ответа она отдаёт.
4. Входящие ссылки
Раздел предоставляет подробную информацию о внешних и внутренних ссылках.
В разделе «Внешние ссылки» мы можем получить список ссылок, которые видит Яндекс, и посмотреть динамику изменения их количества.
В разделе «Внутренние ссылки» дается больше информации: количество работающих и не работающих ссылок, ссылки с редиректами и ссылки на страницы, которые по тем или иным причинам не удается загрузить.
В данном примере необходимо удалить неработающие ссылки и разобраться с документами, которые робот не может загрузить.
Рекомендуем обращать внимание на данный раздел, т.к. из-за проблем с внутренней перелинковкой могут возникнуть проблемы с ранжированием.
Настройка индексирования
В данный раздел входят следующие подразделы:
1. Файлы Sitemap
Инструмент для добавления файла Sitemap.xml:
2. Переезд сайта
Данный инструмент позволяет сообщить поисковой системе о смене доменного имени или протокола. Например, этот инструмент будет полезен при переезде с http на https.
Для переезда необходимо:
1. Подтвердить права в Яндекс.Вебмастере на новом домене.
2. Выбрать из списка нужный домен.
Также для успешного переезда необходимо:
1. В robots.txt прописать директиву host, указав главное зеркало (новый домен).
2. Настроить постраничный редирект.
3. Контент сайтов должен быть одинаковым.
Подробнее о переезде здесь.
ВАЖНО! Переезд и склейка занимают значительное время, также могут возникнуть проблемы с позициями и с количеством проиндексированных страниц.
3. Региональность
В данном разделе сайту присваивается основной регион. Важное отличие от старого Вебмастера – здесь отображаются различные типы регионов:
- регион сайта, присвоенный по Яндекс.Каталогу;
- регионы по Яндекс.Справочнику;
- основной регион по Яндекс.Вебмастеру.
Подробнее о региональных факторах:
- Справка Яндекса
- Статья «Региональное продвижение в Яндекс и Google: основные принципы» на нашем блоге
4. Регистр имени
Позволяет изменить регистр домена для привлечения внимания в сниппете:
5. Быстрые ссылки
Здесь есть возможность настраивать быстрые ссылки, которые формирует Яндекс в своей выдаче:
Сервис позволяет менять анкоры или отключать ненужные ссылки.
Инструменты
1. Анализ robots.txt
Данный инструмент позволяет проверить, нет ли ошибок в robots.txt и проверить наличие запрета на тот или иной URL.
Проверка ошибок:
Проверить индексацию URL:
2. Анализ файлов Sitemap.xml
Проверяет файл sitemap на наличие ошибок. Содержимое файла sitemap можно отправить в виде текста (скопировать из буфера обмена), указать URL, где он находится, или отправить сам файл.
3. Проверка ответа сервера
Позволяет проверять, какой ответ сервер возвращает для различных ботов Яндекса (список ботов Яндекса)
Рекомендуем прежде всего обращать внимание на следующие показатели:
1. Код статуса HTTP – должен возвращать 200 ОК для существующей страницы (коды статусов)
2. Время ответа сервера: до 500 мс (читайте статью о времени загрузки сайтов)
3. Размер страницы: рекомендованный – до 120 Кб
В данном примере есть проблемы со временем ответа сервера.
4. Также следует проверять, как видит Яндекс содержимое страницы:
Дело в том, что бывают вирусы, которые вставляют ссылки, видимые только для Яндекса, – в браузере вы не увидите их.
Да и порой из-за технических проблем Яндекс видит страницу не так, как браузер.
4. Проверка мобильных страниц
2 февраля 2016 года Яндекс запустил новый алгоритм «Владивосток», который понижает не оптимизированные под мобильные устройства страницы в мобильной выдаче.
Сервис «Проверка мобильных страниц» поможет проверить, оптимизирована ли страница, и если да, то есть ли на ней какие-то ошибки, которые следует убрать.
Сейчас Вебмастер стал полноценным инструментом, с помощью которого можно самостоятельно сделать небольшой аудит и выявить основные ошибки.
Рекомендуем регулярно заходить в Вебмастер и держать руку на пульсе.
Еще по теме:
- Как определить просадку трафика в Яндексе – пошаговая инструкция Определяем поисковую систему, в которой произошла просадка Выясняем дату просадки и равнозначные периоды Определяем просевшие страницы в Яндексе Анализируем полученные данные Определяем просевшие запросы Как...
- Как Google может оценивать сайты. Новая модель Knowledge-Based Trust (КВТ) Google представил свою новую разработку, модель ранжирования, основанную на оценке достоверности фактов на сайтах, - Knowledge-Based Trust. Мы подготовили перевод документа, в котором представители Google описывают, как работает модель KBT,...
- Чего хотят пользователи? Настройка и анализ отчета «Поиск по сайту» Около 30% потенциальных клиентов используют поиск по сайту, и это отличная возможность проанализировать их поведение и дать им то, что они хотят. Как это сделать?...
- Отмена ссылочного ранжирования в Яндекс. Взгляд из-за бугра Арвид Линд (Arvid Linde), независимый SEO-консультант, после отмены ссылочного ранжирования проанализировал выдачу Яндекса в нескольких популярных тематиках (недвижимость, SEO, похудение). Определив, какие сайты выпали из...
- Как провести анализ сайтов конкурентов? 7 видов анализа Анализировать конкурентов всегда полезно, но чаще всего в сравнительном анализе я вижу базовый отчёт о возрасте сайта, его тИЦ, количестве страниц в индексе и т....
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Хороший обзор. Но по моему самое крутое, это что теперь, наконец-то появилась возможность увидеть санкции, а то раньше, что бы диагностировать какой фильтр пол дня сидишь.
Спасибо. Сейчас тоже не все санкции показываются и порой надо диагностировать вручную.
Здравствуйте.
1. По разделу «Индексация, п. 1. «Статистика», подскажите, а есть более простой способ найти неработающие страницы попавшие в индекс. Просто получается, что в предложенном вами способе искать дубли и неработающие страницы, среди страниц отдавших код 200, нужно вручную?
2. Правильно ли я понимаю, что страницы отдавшие код 200, это те страницы, которые не были запрещены нами в robots.txt? Т.е. если «мусорная» страница попала в Вебмастере в этот раздел (код 200), то она точно не запрещена и рассматривалась Яндексом на предмет включения в поиск?
Ответ 1: Поиск мусорных страниц можно осуществлять различными способами, начиная с поиска с помощью операторов поисковых систем и заканчивая специальными сервисами. Рекомендую посмотреть мой вебинар на тему технической оптимизации, там этот вопрос разобран подробно.
Ответ 2: Нет, ответ 200ОК – это ответ сервера браузеру, обозначающий успешный ответ – страница доступна. Закрытая страница в robots.txt также отдает 200ОК, а сам robots.txt не имеет никакого отношения к серверу, это файл-инструкция для поисковых систем.
Это конечно все очень круто!) Но вот у меня проблема что с старым интерфейсам не было! А именно очень сильно разнятся показания Яндекс поиска и Яндекс.вебмастер! 1 и тот же сайт в яндекс поиске всегда указана тока 12 тыс… А вот Яндекс Вебмастере то 470 тыс. То 1 006 800 тыс.. Сколько не спрашивал супорт Яндекса говорят верьте тока Вебмастеру там данные верны)))) Сегодня уже по всем сайтам такая разница… ппц
Кто то сталкивался с таким?
Добрый день. Действительно самые верные данные о индексе только в вебмастере. Вся информация на выдаче имеет погрешности.