- (Обновлено: ) Андрей Д.
В последнее время всё чаще возникают вопросы о том, почему постоянно «скачет» выдача. Почему отличаются позиции сайта в реальной выдаче и в сервисах для съёма позиций? Почему на двух соседних компьютерах выдача может отличаться? Ответы на эти вопросы мы дадим в этой статье.
Мы рассмотрим 2 основные поисковые системы в СНГ-сегменте — Яндекс и Google.
Почему нестабильны позиции в Яндексе?
Непостоянство позиций в Яндексе связано с двумя факторами:
1. Персонализация результатов поиска для каждого пользователя + геозависимость
Если вы видите свой сайт на 5 позиции, а ваш коллега за соседним столом в этот же момент видит сайт на 9 позиции, это персонализация выдачи.
Ещё больше позиции могут отличаться у пользователей, которые находятся в разных городах (по геозависимым запросам). Если владелец сайта находится в Москве, а оптимизатор — в Долгопрудном, то по одному и тому же запросу они одновременно могут видеть совершенно разную выдачу.
2. Рандомизация результатов поиска («Многорукий бандит»)
Если в 10 часов утра вы видите свой сайт на 5 позиции, а в 12 дня на 9 — это «Многорукий бандит» (рандомизирующий алгоритм).
На момент запуска «Бандит» перемешивал выдачу сугубо во время апдейтов: после одного апдейта сайт мог вылететь из ТОПа, после следующего вернуться в ТОП, а затем снова вылететь и т. д. Со временем скачки участились — позиции начали меняться независимо от апдейтов раз в 2-3 дня, а после — ежедневно. Сейчас по многим запросам выдача меняется постоянно в течение дня, то есть в живом режиме.
Рассмотрим подробнее каждую из причин.
Персонализированная выдача
Изучая местоположение и поведение своих пользователей, Яндекс старается сделать выдачу для каждого пользователя максимально точной. При формировании персонализированной выдачи Яндекс отслеживает следующие параметры:
- Геозависимость — Яндекс учитывает местоположение своего пользователя;
- История запросов — ваша история запросов влияет на ранжирование в Яндексе. В некоторых случаях достаточно нескольких запросов, чтобы выдача начала формироваться по-другому;
- История переходов — сайты, на которые вы чаще всего заходите из Яндекса, также могут влиять на ранжирование.
В результате два пользователя с разными интересами по одному и тому же запросу могут видеть разные результаты поиска.
Как определить, что выдача по запросу персонализирована?
Если ваша выдача не совпадает с выдачей по тому же запросу за соседним компьютером, скорее всего, у вас персонализированная выдача. Это можно проверить в настройках результатов поиска.
Галочки, которые стоят в меню «Персональный поиск», говорят о том, что сейчас включена персонализированная выдача.
Как убрать персонализацию в своём поиске?
Для начала нужно убрать галочки в настройках «Персонального поиска», но даже так выдача будет формироваться с учётом вашего местоположения.
Самый надёжный способ — замерять позиции в режиме «Инкогнито», предварительно указав интересующий регион в настройках.
Как включить режим инкогнито?
Браузеры Chrome и Opera – Ctrl + Shift + N
Браузеры FireFox и Internet Explorer – Ctrl + Shift + P
Итог
Персонализированная выдача делает выдачу уникальной для каждого пользователя Яндекса. Иногда возникают ситуации, когда пользователь замеряет позиции в сервисе для съёма позиций и сравнивает их с нынешними у себя в компьютере, и они отличаются. Это последствие персонализированной выдачи. Выдача может отличаться у людей за двумя соседними компьютерами, так как она формируется из персональных предпочтений пользователя.
Детальнее о персонализированной выдаче можно узнать на сайте Яндекса:
Запуск персонализированной выдачи в Яндексе — платформа «Калининград»;
Улучшение персонализированной выдачи — алгоритм «Дублин»;
Поиск с учётом региона.
Также рекомендуем интервью с Денисом Рогачевским (менеджер поисковых проектов Яндекса):
«Многорукий бандит»
«Многорукий бандит» — это специальный алгоритм, который рандомно подмешивает в ТОП новые сайты, чтобы дать им возможность накопить ПФ. Впервые действие алгоритма было отмечено оптимизаторами летом 2015 года.
Если позиции вашего старого и трастового сайта, который годами стабильно держался в ТОПе, со второй половины 2015 года начали рандомно меняться, скорее всего, вы стали жертвой «Многорукого бандита».
Пример:
На скриншоте показаны скачки по 3 запросам, которые изначально находились в ТОПе, но попали под влияние «Многорукого бандита», и их позиции начали скакать. Такие скачки длились 4 месяца.
Как определить «Многорукого бандита»?
Если позиции вашего сайта начинают скакать между апдейтами, то, скорее всего, вы попали под влияние алгоритма. Более того, выдача может меняться и в течение дня. Это может привести к тому, что позиции, снятые в 9:00 и в 10:00 того же дня, могут не совпадать.
Что делать?
Если ваш сайт попал под влияние «многоруких», то вам остаётся только ждать. Со временем позиции должны вернуться.
Итог
Из-за «Многорукого бандита» выдача может обновляться постоянно, а не только в период апдейтов. В результате ваш сайт в течение дня может занимать разные позиции по одному и тому же запросу.
Детальнее об алгоритме «Многорукий бандит» можно узнать из блога и доклада Яндекса:
Тестирование нового подхода к определению релевантности документов;
Доклад — «Gathering Additional Feedback on Search Results by Multi-Armed Bandits with Respect to Production Ranking».
Также рекомендуем ознакомиться с видео по этой теме от Екатерины Гладких (Яндекс) «Практика детерминированного хаоса»:
Итог по Яндексу
Выдача в Яндексе у разных пользователей может отличаться, а также меняться в течение дня. Иногда это очень сильно влияет на поисковый трафик. Если позиции и трафик вашего сайта в Яндексе постоянно скачут, нужно немедленно определить причину происходящего — из-за общей нестабильности выдачи есть риски не заметить тревожных симптомов фильтров и санкций. Вы можете диагностировать причины скачков самостоятельно по этой инструкции или обратиться к нам, заполнив форму «Записаться к SEO-доктору».
Почему меняется выдача Google?
Выдача Google также может меняться и отличаться от той, которую вам показывает сервис для съёма позиций или соседний компьютер. Причина в том, что Google, как и Яндекс, использует персонализированную выдачу, запущенную в 2009 году. Информацию об этом представители Google разместили в своём блоге.
Как это работает?
С тех пор алгоритм развивался, стал сложнее и начал учитывать новые данные. При формировании выдачи Google учитывает, вошли вы в аккаунт Google или нет. Если вы вошли в аккаунт, то будут учитываться следующие показатели:
- Местоположение — где вы сейчас находитесь;
- Устройство, с которого вы заходите – это может быть смартфон или планшет, выдача у них будет разной;
- История поиска — будет учитывать историю поиска и то, на что вы кликали в результатах выдачи;
- Google Calendar — если вы пользуетесь календарём, та данные в нём могут также влиять на выдачу. К примеру, если у вас в календаре запланирован авиарейс, то при поиске номера рейса будет высвечиваться информация о запланированном рейсе;
- Google+ — в результатах выдачи могут отображаться публикации друзей из Google+, чаще всего они будут в выдаче внизу, но в некоторых случаях могут быть и выше;
- История визитов — если вы часто посещаете один и тот же сайт, он может подмешиваться в выдачу и ранжироваться выше;
- Закладки — сайты, добавленные в закладки, также могут учитываться при формировании выдачи.
При формировании выдачи Google без входа в аккаунт Google будут учитываться местоположение, устройство, история поиска и история визитов.
Как определить, персонализирована ли ваша выдача в Google?
Определить персонализацию выдачи можно примерно так же, как и в Яндексе. В настройках поиска Google есть кнопка в правом нижнем углу.
Нужно найти пункт «Персональные результаты».
Детальнее о персонализированной выдаче Google:
Для ознакомления рекомендуем статью Рэнда Фишкина «Elements of Personalization & How to Perform Better in Personalized Search» и видео на ту же тему:
Постскриптум
Нестабильность выдачи в Яндексе и Google усложняет жизнь как оптимизаторам, так и владельцам сайтов. Но нужно понимать, что для разработчиков алгоритмов в приоритете всегда интересы пользователей. Если вы всё ещё делаете ставку на позиции, пора оставить надежды на то, что всё стабилизируется, и начать приспосабливаться к действительности. О том, как это сделать, мы расскажем в следующих статьях.
Не подумайте, что больше не нужно проверять позиции сайта. Чтобы держать руку на пульсе и вовремя замечать тенденции к снижению или росту, позиции нужно обязательно проверять. Просто раньше это достаточно было делать после апдейтов или раз в неделю, сейчас же стоит мониторить выдачу ежедневно.
Еще по теме:
- Минусинск и Пингвин — тотальная борьба с ссылками Прошел месяц с момента запуска Минусинска – мы подвели итоги, провели параллели между ссылочными фильтрами Google и Яндекс и привели рекомендации, которые помогут вам не...
- Ручные санкции от Google. Стоит ли их снимать? Сегодня, как известно, Google различными методами ведет тотальную борьбу с покупными ссылками. И одним из самых популярных методов являются ручные санкции. Среди вебмастеров ведется много...
- Что делать, если сайт попал под фильтр за обман пользователей мобильного интернета Почему Яндекс накладывает фильтр за обман пользователей мобильного интернета, какие симптомы и возможные причины фильтра, как их выявить и постараться устранить. 30 апреля 2015 Яндекс...
- Глас народа. Что думаете о Минусинске лично Вы? Свое мнение о последствиях нового алгоритма Яндекса высказали многие известные SEO-специалисты. Нам очень важно и Ваше мнение – выберите один из вариантов ответов на 5...
- Можно ли обойти фильтр Google Пират, если удалить контент на сайте нельзя? Как обойти фильтр Гугл Пират, если удалить контент на сайте никак нельзя? Ответ Если вы считаете, что блокировка вашего контента по DMCA была ошибочной, вы...
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Так почему может прыгать выдача в Гугле?
Потому что выдача Google динамическая и постоянно меняется.
Просто и понятно, как всегда на Вашем блоге 🙂
Нестабильность выдачи в Яндексе и Google усложняет жизнь как оптимизаторам, так и владельцам сайтов. Но нужно понимать, что для разработчиков алгоритмов в приоритете всегда продажа Adwords и Direct а не трафик для вашего сайта.
p.s. мне кажется так более правильно будет.
Так точно бро, и это привет из Март 2023