- (Обновлено: ) Ксения П.
- 8 минут
- Структура сайта и её влияние на SEO
- Этапы построения структуры сайта
- Распространённые ошибки и пути их решения
Вы когда-нибудь задумывались, как пользователь взаимодействует с вашим сайтом? Как он находит информацию, за которой пришёл? В одной из статей мы уже затрагивали проблему построения неправильной структуры сайта. Сегодня хотим рассказать о том, как сделать правильную структуру, какие ошибки при этом возникают и как их исправить.
Структура сайта и её влияние на SEO
Структура веб-сайта – это взаимосвязь отдельных элементов (страниц) сайта. Наиболее правильным вариантом для коммерческих сайтов, в особенности интернет-магазинов, является структура, выстроенная на иерархии документов (от большего к меньшему: раздел → категория → подкатегория → товар).
Поисковые системы неоднократно намекали на то, что структура сайта важна как для пользователей, так и для них самих.
Почему важна структура сайта?
– Важность для юзабилити:
Структура сайта влияет на пользовательский опыт (UX). Навигация и структура должны быть интуитивно понятными для пользователей. Чем проще будет юзеру добираться до желаемой цели, тем больше вероятности, что он что-то приобретёт на сайте.
– Важность для SEO:
1) ПФ (поведенческие факторы) – сейчас играют немаловажную роль в ранжировании. Время на сайте, глубина просмотра – те показатели, которые можно улучшить за счёт правильно продуманной структуры (НО! Мы не призываем вас прятать от пользователей нужные им страницы. Вероятнее всего, этот метод повысит показатель отказов, а не глубину просмотра).
2) Индексация страниц: чем сложнее и нелогичнее структура, тем выше вероятность того, что страницу не обойдёт поисковый робот.
3) Понимание сайта поисковыми системами: структурирование сайта даёт важную информацию о том, где найти наиболее ценный контент. Структура вашего сайта определяет, сможет ли поисковая система понять, о чём сайт, что на нём продаётся.
4) Продуманная структура предотвращает ошибки, влияющие на ранжирование (например, полные и смысловые дубли).
5) Отображение в поисковой выдачи: грамотное структурирование сайта обеспечит дополнительные ссылки с вашего сайта в выдаче.
Этапы построения структуры сайта
Разберём этапы разработки структуры сайта на примере интернет-магазина.
1. Мозговой штурм
Соберите всю информацию о товаре, который будет продаваться на сайте.
Например, если на сайте представлена посуда:
– Какая есть посуда: столовая, кухонная и т. д.
– Из какого материала сделана посуда: фарфор, металл, стекло.
– Есть ли посуда для HoReCa?
– Что ещё есть дополнительно: посуда для детей, кухонные аксессуары и принадлежности.
Получив полный список товара и распределив его по группам, уже на этом этапе вы не упустите важные категории и подкатегории.
2. Лидеры в нише
Второй этап – анализ лидеров ниши. Почему лидеров, а не прямых конкурентов? Зачастую у таких сайтов больше ассортиментная матрица, а значит и структура более детальная.
Особое внимание стоит уделить фильтрам, которые реализованы на сайтах-лидерах.
На этом этапе вы получите дополнительные страницы категорий/подкатегорий, другими словами, иную группировку товара на сайте, а также фильтры, которые сможете реализовать на сайте в дальнейшем.
3. Сбор семантического ядра и кластеризация
Наиболее важный этап в проработке структуры сайта – сбор семантики и кластеризация ключевых слов.
Задачи этапа:
– выявить упущенные категории/подкатегории;
– определить, какие страницы будут реализованы для пользователей, а какие для поискового продвижения;
– кластеризовать ключевые фразы для правильной оптимизации посадочных страниц.
1) Выявить упущенные категории/подкатегории:
Сбор семантического ядра позволяет получить чёткое видение того, что было забыто при мозговом штурме или не реализовано лидерами в тематике.
Благодаря предыдущим этапам у вас уже должны быть готовы маркерные запросы, по которым вы будете собирать облако запросов.
Вы можете сделать это как вручную, используя Яндекс.Вордстат, так и запустив KeyCollector.
Примечание от автора: удобный плагин для Google Chrome для работы с Яндекс.Вордстатом – Yandex Helper.
Подробнее о подходах к сбору семантики можно прочесть у нас в блоге.
2) Определить страницы для пользователей и поисковых систем.
После сбора семантики и частот ключевых запросов может возникнуть ситуация, когда для запланированных страниц (выделенных на первом или втором этапе) нет ключевых запросов. Например, у вас есть «квадратные тарелки» разных цветов.
Исходя из собранной семантики, видим, что для продвижения можно создать посадочные страницы для чёрных, белых и зелёных тарелок.
А что делать, если на сайте представлены ещё жёлтые, красные и коричневые? Ответ очевиден – создавать.
Есть два варианта реализации таких страниц:
– Оставляете всё, как есть, и эти страницы индексируются (несмотря на то, что они не принесут трафика из органики).
– Закрываете их от индексации (особенно актуально для больших сайтов для сохранения краулингового бюджета).
3) Кластеризовать ключевые запросы
Группировка ключевых фраз по ТОПу позволяет избежать проблем с неправильной оптимизацией посадочных страниц в дальнейшем.
Для кластеризации поисковых запросов можно использовать сервис Just-Magic (платный, но с дополнительными возможностями) или Coolakov (бесплатный).
Почему важна кластеризация:
- Не создаём страницы, которые будут конкурировать между собой в поисковой выдачи. Например, исходя из группировки, запросы «поддон для столовых приборов в ящик», «лоток для столовых приборов в ящик», «вкладыш в ящик для столовых приборов» можно продвигать на одной странице.
Логичнее было бы разделить их на разные посадочные страницы, но Яндексу, конечно же, виднее ?
И, наоборот: не создаём одну страницу для «мельхиоровых приборов» в ожидании, что она будет ранжироваться и приносить трафик по всем запросам с вхождением «мельхиор» – «мельхиоровые столовые приборы кольчугино», «столовые приборы из мельхиора ссср», «мельхиоровые столовые приборы цена» и т. д.
- Получаем посадочные страницы для фильтров и тегов.
После кластеризации инструментом и ручной добивки могут остаться такие группы, в которых будет по 1-2 запроса. При этом частота таких запросов будет минимальной. Не стоит недооценивать силу низкочастотных запросов. Для привлечения трафика из органики по таким запросам можно создать теги и дополнительные фильтры.
ВАЖНО: не стоит полагаться на кластеризатор на 100%. Если по какой-то причине он разделил запросы, например, «мельхиоровые столовые приборы» и «столовые приборы из мельхиора», нужно:
а) проанализировать поведение инструмента вручную (посмотреть документы из ТОП-10);
б) если видимых различий нет – не создавать две одинаковые по смыслу страницы.
После проделанного пласта работы у нас должна выйти таблица следующего вида:
4. Прорисовать структуру сайта и настроить навигацию
- Иерархическая связь между страницами
На предыдущих этапах уже должна выстроиться некая иерархия между элементами структуры сайта.
Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:
1) Иерархия должна быть логичной. Она должна быть интуитивно понятной для пользователей и для поисковых ботов. Каждая основная категория должна быть уникальной. Каждая подкатегория должна каким-то образом относиться к основной категории, в которой она находится.
2) Не переусердствуйте с количеством категорий, помните о правиле «7 ± 2».
3) Желательно (но не всегда возможно), чтобы в категориях было равное количество подкатегорий.
- Продумайте перелинковку
Чтобы избежать проблем с дублированием страниц и ускорить индексирование сайта, визуализируйте связь между элементами структуры.
Важно: убедитесь, что есть ссылки на все страницы вашего сайта, иначе поисковый робот их не найдёт и не проиндексирует.
- Продумайте структуру URL
Структура URL-адресов должна соответствовать иерархии сайта: от раздела до категории.
Дайте пользователям возможность вернуться в категорию более высокого уровня, удалив последнюю часть URL.
- Теги и фильтры
Если категории или подкатегории на сайте большие, весомые и объединяют в себе большое количество товарных карточек, для дробления можно использовать фильтры и/или теги.
Как мы уже говорили, для тегов можно использовать страницы, созданные под низкочастотные группы запросов. Аналогично и с выбором нескольких фильтров одновременно.
- HTML-Sitemap
Не будет лишним разместить ссылки на страницы разделов/категорий/подкатегорий в HTML-карте сайта. При этом визуально показать принадлежность каждого элемента сайта друг к другу. Это будет однозначным плюсом как для SEO, так и для пользователей.
Распространённые ошибки и пути их решения
Некоторые из них мы вскользь упомянули ранее. Теперь более детально рассмотрим ошибки, которые часто допускаются на сайтах, и то, как их можно исправить.
1. Дублирование страниц
Возникает из-за:
- стопроцентного полагания на кластеризатор («мельхиоровая посуда» и «посуда из мельхиора»);
- разных путей к странице.
Как решить:
- проанализировать трафик на страницы-дубликаты (чтобы определить страницу, которая выигрывает в ранжировании);
- настроить 301-редирект с худшей по трафику страницы на лучшую;
- после того как поисковик склеит страницы, заменить в структуре ссылки, на которых настраивали перенаправление, на актуальные.
2. Упущенные страницы подкатегорий
Возникает из-за:
- неполного семантического ядра (теряются дополнительные точки роста трафика).
Как решить:
- Собрать семантическое ядро, используя:
- Яндекс.Метрику;
- Я.Вебмастер и Google Search Console;
- Яндекс.Вордстат.
- Очистить от мусора и кластеризовать.
- Проанализировать релевантность ранжируемых страниц (сравнить ранжируемую страницу и ту, которая логически подходит под запрос; проверить интент запроса).
- Выделить страницы, которые нужно создать.
3. Ссылка на страницу находится только в Sitemap
Если страница доступна только через XML-Sitemap, можно предположить, что она создана только для поисковиков, а не для пользователей. Чаще всего проблема возникает из-за банальной невнимательности.
Как решить:
- сканируем сайт одним из парсеров (без учёта карты сайта);
- экспортируем страницы в индексе (сделать это можно в Яндекс.Вебмастере);
- выкачиваем XML-Sitemap;
- оставляем только страницы категорий (удаляем карточки товара, служебные и т. д.) и сравниваем три списка;
- исключаем страницы, которые есть в трёх списках;
- проводим анализ оставшихся;
- внедряем ссылки на страницы в структуру сайта.
4. Навигация через скрипты
Часто фильтры на сайтах реализуются через Ajax, JS или другие скрипты. В связи с тем, что нет физических ссылок, поисковые роботы не могут попасть на страницы и попросту не индексируют их.
Как решить:
- внедрить в фильтры HTML-ссылки вместо подгрузки страницы скриптом.
Пример правильной реализации:
5. Отсутствуют хлебные крошки
Ошибка не критическая, это больше рекомендация.
Хлебные крошки – дополнительная навигация по сайту. Удобны как для пользователя (видит иерархическую цепочку сайта и может вернуться на категорию выше), так и для поисковых роботов.
В завершение
Правильная структура сайта важна как для продвижения в поисковых системах, так и для пользователей. В особенности это касается коммерческих сайтов (например, интернет-магазинов). Ошибка, допущенная вначале, может снежным комом повлечь за собой много критических проблем. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, чтобы вам дали квалифицированные советы.
Еще по теме:
- Четыре совета от представителей Google На одной из недавних конференций наши специалисты пообщались с представителями Google. Хотим поделиться с вами их мнением по ряду вопросов. В статье мы расскажем о...
- Обзор CMS: PrestaShop – преимущества и недостатки Проводя внутреннюю оптимизацию для наших клиентов, мы сталкиваемся с различными CMS и в результате работы составляем свое мнение о достоинствах и недостатках той или иной...
- Как должны выглядеть метатеги для коммерческой страницы? Везде пишут про обязательную настройку мета тегов, но нигде ни приводят примеры этих самых идеальных написаний. Как должен выглядеть мета дескрипшн для коммерческой страницы? Приведите...
- Как блокировка отображения сайта в iframe на сторонних ресурсах влияет на ранжирование сайта? Веб-мастера сделали блокировку отображения сайта в iframe на сторонних ресурсах. После чего видимость немного ухудшилась. Вопрос: влияет ли такой запрет на ранжирование сайта? Ответ Напрямую...
- Да будет SEO: 4 плагина для оптимизации сайта на WordPress Рассмотрим SEO-плагины для CMS Wordpress, которые позволяют провести внутреннюю оптимизацию сайта. О некоторых плагинах я уже писала ранее. У плагинов, о которых расскажу в этой...
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Всегда перед созданием рисую структуру)))
Доброе утро! К сожалению, не могу понять что за правило 7+2:
2) Не переусердствуйте с количеством категорий, помните о правиле «7 ± 2».?
Где можно подробнее ознакомиться с данной информацией?
Заранее спасибо!
Не больше 7-ми предметов, в среднем. 5 минимум. 9 максимум. Это касается восприятия количества пользователем. Оптимальное количество предметов для показа, другими словами. В этом случае.
Спасибо Iuly Us за помощь!
спасибо!
Структура URL-адресов должна соответствовать иерархии сайта: от раздела до категории.
Подскажите откуда эти данные и такие выводы?