8 (495) 215-53-73

В Москве

(048) 737-5-736

В Одессе


Главная страница Блог Копирайтинг Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?

Блог SiteClinic

Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?

Рубрика: Копирайтинг

Думаю, многим знакома ситуация, когда материал написан, иллюстрации к нему подобраны, а заголовок – тот, что привлечет нашего читателя, – никак не рождается в голове. Такой творческий кризис может застать кого угодно – и опытного журналиста, и талантливого копирайтера, и заядлого блоггера.
В интернете много различных советов по написанию заголовков. В данной статье расскажу, над какими из них стоит задуматься, и поделюсь простым, но довольно действенным способом подбора заголовка к материалу.


Привлекательно, информативно, лаконично – все в меру

Для начала давайте вспомним основные характеристики качественного, удачного заголовка практически к любому тексту:

1) Привлекательность, оригинальность.
Необычные заголовки лучше приковывают внимание, но не всегда заставляют прочитать статью. Информация в заголовке или ее нестандартная подача может стать своеобразным "крючком", который "зацепит" внимание читателя. Но, продумывая, каким будет этот "крючок", очень важно учитывать характеристики, потребности и уровень образования вашей аудитории. Например, если человек ищет ответ на конкретный вопрос, вполне вероятно, что простой, но понятный заголовок его привлечет больше, чем интригующий и нестандартный.

Неудачный "крючок" желтой (и не очень) прессы:
"Волочкова прилипла к сцене большого театра", "Собака бросила вызов осьминогу-предсказателю" (вряд ли адекватный человек захочет это читать)
Удачный "крючок":
"Акциз водке не закуска" — игра слов, довольно интересный заголовок, который, несмотря на свою оригинальность, раскрывает и содержание статьи.

2) Информативность.
Какое бы оригинальное и интригующее название материалу вы не придумали, оно в любом случае должно отображать его суть. Иначе человек может или не заинтересоваться самим материалом (у каждого свое восприятие), или разочароваться, ознакомившись с содержанием (сверхоригинальный заголовок может затмить даже хорошую статью).

Неинформативный заголовок:
"Дело сделано?" ‒ к материалу о результатах матча по хоккею между командами "Динамо" и "Трактор". Какое дело? Почему вопрос? Читатель поймет, о чем статья, только прочитав ее.
Информативный заголовок:
"Ганновер прошел для Путина под знаком Femen" ‒ не самый оригинальный, но и не стандартный заголовок, тем не менее полностью раскрывающий суть материала.
"Через коррупцию к звездам" ‒ удачно перефразированное, известное название произведения стало оригинальным названием для материала о стремлении власти колонизировать Луну, так и не решив вопросы коррупции в космической отрасли страны.

3) Лаконичность.
Заголовок должен быть не очень коротким, не очень длинным. Его средняя длина составляет 10 слов, однако есть примеры удачных продающих заголовков, превышающих эту норму.
Например, придуманный мэтром рекламы Дэвидом Огилви заголовок состоял из 16 слов ‒ "На скорости 60 миль в час самый громкий звук в этом новом “Роллс-Ройсе” издают электрические часы" ‒ и увеличил продажи компании на 50%.
Заголовок лучше сделать длиннее, если короткое название негативно влияет на его информативность.

Короткий заголовок:
"Цены оттаяли" — коротко, но довольно информативно ‒ о возможности роста инфляции.
Длинный заголовок:
"В Германии судят российских шпионов: после приговора их могут обменять на немецких шпионов в России" — в данном случае длинный заголовок вполне уместен, он полностью раскрывает содержание статьи, но заинтересованный темой человек, скорее всего, ее прочтет.

Итак, заголовок должен привлекать внимание читателя, раскрывать суть материала и быть лаконичным (не содержать "воды").
Несомненно, приблизительные требования к этим параметрам есть, однако в зависимости от ситуации, вы можете их игнорировать ‒ главное, чтобы читатель заинтересовался и понял, о чем будет идти речь.

Советы, к которым нужно отнестись с особой осторожностью:
1. Чем больше конкретики, тем лучше!
Многие советуют создавать конкретизированные заголовки такого плана:
"Вы похудеете за 2 дня"
"1 день – и вы миллионер"
или:
"20 способов завоевать доверие"
"50 шагов к успеху", объясняя, что люди любят цифры, и конкретика вызывает больше доверия.
Чаще всего эти "100 советов" оказываются "высосанными из пальца", а за "1 день" никто не становится миллионером. Множество таких спамных заголовков привело к тому, что читатель потерял доверие к подобного рода материалам.
Поэтому хорошо подумайте, прежде чем использовать в названии цифры — во-первых, не желательно применять их в "заезженных" тематиках, во-вторых, не подгоняйте статью под "красивое" число — оставляйте реальные цифры или подумайте над более привлекательным заголовком.2. Чередуйте прописные и строчные буквы.
Чтобы сделать акцент на некоторых словах заголовка, часто рекомендуют выделять их прописными буквами. Конечно, они будут привлекать внимание, но не стоит забывать о том, что текст, написанный заглавными буквами, воспринимается хуже. Кроме того, слишком велика вероятность того, что остальные слова на фоне выделенных зрительно потеряются, и в итоге послание, адресованное читателю, нивелируется.
3. Используйте слова "бесплатно", "гарантированно", "революция", "прорыв", "потрясающий", "усовершенствованный" и т.п.
Использование этих слов в заголовках (чаще рекламных) было актуальным пару десятков лет назад. За эти годы человек перенасытился шаблонными выражениями в рекламе, и я уверена, что более точный, приближенный к читателю, заголовок будет намного эффективнее. Хотя многие до сих пор рекомендуют использовать такие шаблоны, еще и в сочетании с каким-нибудь числовым уточнением, например, "Станьте профессиональным копирайтером за 7 дней совершенно бесплатно".
Будьте очень аккуратными с использованием таких слов, чтобы ваш заголовок не стал шаблонным и не затерялся среди подобных.

Теперь перейдем к более практическим моментам.

Перед тем, как составлять заголовок:
1. Оцените качество статьи, сформулируйте ее содержание 1-2 предложениями.
2. Четко определите, на какую аудиторию рассчитан материал (учитывайте уровень подготовленности читателя, насколько он ориентируется в теме, какие термины будут для него понятны без разъяснений, а какие — нет).
3. Подумайте, что больше всего заинтересовало вас, и чем предложенная читателю информация может быть полезна вам, вашему коллеге, другу и т.д.

По следам "мозгового штурма"
Конечно, каждый второй слышал о таком методе преодолеть творческий ступор как "мозговой штурм". Мы предлагаем использовать саму идею "мозгового штурма", придумывая заголовок к любому материалу.

В своей работе мы довольно часто сталкиваемся с тем, что для своей или, что еще сложнее, чужой статьи нужно подобрать заголовок, и нередко такая ситуация заводит в тупик. Я пошагово распишу очень простой метод создания заголовка, сопровождая его примером, взятым из нашей практики. Хочу обратить ваше внимание, что использовать все пункты, тем более последовательно, не обязательно. Вы можете начать сразу с наиболее удобного для вас варианта.

О самом примере: к статье нашего программиста о способах защиты поисковых систем от роботов необходимо было придумать заголовок. После того как мы составили довольно большой список возможных вариантов заглавия, поняли, что ни один их них не подходит. Хочется, чтобы он, во-первых, был интересным, во-вторых, ‒ понятным и информативным. Итак.

Вам нужно четко сформулировать одним-двумя предложениями содержание и идею вашего материала и определить 2-3 ключевых слова, с которыми в дальнейшем вы будете работать.

Суть нашей статьи мы сформулировали так:
Как поисковые системы борются с автоматизированными запросами?
Выбранные ключевые слова:
поисковая система, защита, бороться, автоматизированные запросы

Поделитесь с окружающими составленными предложениями и ключевыми словами для будущего заголовка, вкратце расскажите, о чем статья.
Пусть они скажут вам о своих ассоциациях, предложат свои варианты заголовка на основе вашего "предложения-содержания".
Может быть несколько ситуаций:
— если вы работаете в крупной компании, у вас есть возможность поделиться своими мыслями с большим количеством человек (конечно, если они найдут свободную минутку). Как ни крути, ассоциации у каждого свои, и вы получите хорошую основу для размышлений, а, возможно, сразу найдете нужное решение.
— вы работаете удаленно, но у вас есть возможность посоветоваться с близкими. Воспользуйтесь этим ‒ даже 2-3 варианта ответа смогут натолкнуть вас на нужную мысль или пополнят ваш подготовленный список ключевых слов.

Посоветовавшись с несколькими коллегами, мы пополнили свой список ключевых слов: парсинг, антибот, защита серверов, капча
Взяли на заметку вопрос "О каких поисковых системах идет речь?"
Материал содержал обзор поисковых систем Рунета — это уточнение хорошо вписывалось в будущий заголовок.
И получили интересный вариант заголовка, к сожалению, ориентированный на более узкую тематику о капче — "Код да Винчи поисковых систем. Все о капче".

Если вы находитесь наедине с компьютером, или после мини "мозгового штурма" заголовок все равно не посетил вас, воспользуйтесь интернетом и книгами.
Конечно, воровать чужие заголовки ни в коем случае не нужно, мы просто продолжаем наш слегка адаптированный метод "мозгового штурма".
Книги.
В первую очередь, стоит обратиться за помощью к словарям. Выбранные ключевые слова найдите в синонимическом и толковом словарях. Синонимы или слова из определений могут стать частью вашего заголовка.
Если у вас есть время и возможность, можно просмотреть заголовки известных произведений, афоризмы и пословицы, популярные высказывания знаменитостей (очень часто, если их удачно перефразировать, они стают привлекающими внимание, оригинальными заголовками).
• Интернет.
В сети частично заменить живого собеседника или получить дополнительный толчок к размышлению нам поможет поисковая система. При помощи выбранных изначально, предложенных вашим окружением или найденных в словарях ключевых слов создайте поисковый запрос.
Вам придется просмотреть порядка 10 страниц по каждому запросу, самые интересные результаты лучше открывать (в лиде или самом материале тоже может быть что-нибудь полезное). Просматривайте выдачу по отдельным ключевым словам, составленным из них предложениям ‒ в окружении точно найдутся слова, которые натолкнут вас на создание нового заголовка.

Просмотрев синонимы к словам "защита" и "бороться", мы обратили внимание на слово "оружие" и решили посмотреть выдачу по этому запросу. Вариант "популярное оружие в кино" нас заинтересовал. В итоге варианты "меч самурая", "световой меч", "смертельное оружие", "совершенное оружие" натолкнули на такие варианты заголовков:
"Меч самурая" от поисковых систем, или Как поисковые системы защищаются от парсинга?
Обзор антиботов — "смертельное оружие" поисковых систем.

Соберите информацию, полученную в результате проделанной работы, проанализируйте, какой из вариантов вам подойдет больше всего, или на их основе создайте еще один новый заголовок.

Учитывая, что наша статья была предназначена для пользователей, хорошо разбирающихся в теме, мы все-таки решили отбросить "киношные" заголовки и оставили более серьезное, информативное название – "Чей антибот лучше? Обзор алгоритмов защиты поисковых систем Рунета от парсинга".


Казалось бы, что сложного в том, чтобы придумать заголовок? Но часто на него уходит даже больше времени, чем на написание самой статьи. Придумать привлекательное, информативное и лаконичное название бывает очень сложно, но в большинстве случаев нужные слова находятся совсем близко, стоит только поискать и включить фантазию.

Желаю вам удачи и вдохновения!

Оцените статью: 
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Автор: Алина Дрига

a.dryga@siteclinic.ru

Подписаться
Наверх
  • Alex Lat

    Замечательный материал! Лет десять назад читал о "продающих заголовках". Но это было тааак давно:) Спасибо!

  • Ирбис

    Заголовок статьи — это проблема? Я, конечно только начинаю писать для нэта и многого не знаю, но с проблемой заголовка пока не сталкивался… само приходит…

    • Ольга

      счастливчик))) а если учесть, что в заголовок надо еще и "ключевики" впихнуть — то настоящая проблема…