- Никита К.
- 8 минут
- Экспертное мнение
Что такое HTML5 семантика?
Начнём с того, что познакомимся поближе с HTML5.
Этот стандарт — 5-я версия HyperText Markup Language языка для представления и структурирования контента на страницах веб-ресурсов. После обновления до 5-й версии много чего изменилось и упростилось, например, раньше в начале html-документа прописывалась длинная строка:
<!DOCTYPE HTML PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.01//EN» «http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd»>
Сейчас же достаточно:
<!DOCTYPE HTML>
HTML5 является единым языком разметки, который сочетает в себе синтаксические нормы HTML и XHTML. Благодаря новым синтаксическим особенностям и элементам он расширяет и рационализирует разметку документов, а также обогащает семантическое содержимое документа.
Основные преимущества 5-й версии:
- Упрощённое создание и управление графическими и мультимедийными объектами в сети без необходимости использования сторонних API и плагинов.
- Уменьшается объём передаваемых данных за счёт удаления лишних элементов, что может повлиять на скорость загрузки сайта.
- Обеспечивает более осмысленный код для поисковых систем.
- Организовывает обратную связь для пользователей на основе базового взаимодействия с сайтами вроде отправки данных форм и т. п., зачастую устраняя необходимость в JavaScript обработке форм, более требовательных к вычислительным ресурсам.
- Оповещение вебмастеров об ошибках при работе сайта.
Основные семантические элементы HTML5
Семантическая вёрстка — это создание веб-страниц, основанное на использовании html-тегов в соответствии с их предназначением и предполагающее логичную, последовательную структуру страницы. Стандарт HTML изначально включал в себя ряд семантических тегов, таких как <p>, <b>, <i>, но с приходом 5 версии и появлением новых тегов семантическая вёрстка получила большую популярность.
Рассмотрим подробнее основные семантические теги HTML5, способные повлиять на индексацию сайта в поисковых системах.
1. <header>
Даёт возможность понять поисковым роботам, где находится шапка сайта (имя сайта, логотип, меню навигации и т. п.). Также его могут использовать и другие элементы, например, <article> может иметь собственный <header>, однако для SEO от такой супер структурированности нет реальной выгоды.
2. <footer>
Позволяет ботам быстро определить подвал сайта (данные о конфиденциальности, копирайт, контакты, список ссылок на статические страницы, соцсети и т. п.).
3. <article>
По своему значению этот тег является одним из важнейших элементов HTML5, способных повлиять на продвижение сайта в поисковых системах. Тег указывает ботам основное смысловое содержание страницы. Главной выгодой его применения является то, что поисковое боты будут индексировать всё, что расположено внутри <article>, придавая веса содержимому.
4. <section>
Разбивает страницу на разные секции. Каждая секция получает собственные html-заголовки, что позволяет роботам лучше ориентироваться на веб-странице.
5. <main>
Тег используется для определения основного контента страницы. Он даёт понять поисковому боту, то здесь содержится главный контент страницы, по которому он может определить релевантность страницы.
6. <nav>
Показывает поисковым системам архитектуру вашего сайта, так же как и карта сайта. Им размечается любая навигация на сайте, начиная с меню в шапке сайта и ссылками в сайдбарах и заканчивая ссылками в подвале сайта.
7. <aside>
Этот тег подходит для разметки элементов, которые не имеют отношения к основному контенту страницы, таких как сайдбары, фильтры, блоки рекламы, различные формы и т. п.
Прямого влияния на индексацию, к сожалению, пока что не было доказано, однако по описанию этих тегов, должно влиять. Так как определение семантики документа было одной из первых и основных задач поисковых систем ещё на старте развития. Также однозначно есть приоритет тегов, по которым определяется значимость контента.
Дополнительные полезные теги
Тут рассмотрим дополнительные интересные теги, которые упростят и улучшат ваш сайт.
1. Мультимедийные элементы
Появление таких тегов свидетельствует об улучшении совместимости с поисковыми системами.
<audio>
Добавляет, воспроизводит и управляет настройками аудиозаписи на веб-странице. Путь к файлу задаётся через атрибут src или вложенный тег <source>. Внутри контейнера <audio> можно написать текст, который будет выводиться в браузерах, не работающих с этим тегом.
<video>
Добавляет, воспроизводит и управляет настройками видеоролика на веб-странице. Путь к файлу задаётся через атрибут src или вложенный тег <source>.
Однако список поддерживаемых браузерами аудио и видеокодеков ограничен:
2. <canvas>
Достаточно интересный тег, позволяющий, вместо загрузки изображения из сети, нарисовать его самостоятельно с помощью JavaScript. Можно рисовать разные объекты, выводить изображения, трансформировать их и менять свойства. При его помощи можно также создавать анимации и игры.
Для примера создадим страницу и нарисуем на ней закрашенный круг зелёного цвета с помощью <canvas> и JavaScript:
Получаем наш зелёный круг:
3. <details>
Скрывает текст, который можно показать по желанию пользователя. По умолчанию содержимое тега не отображается, но при нажатии на маркер показывается:
4. <mark>
Помечает текст как выделенный. В браузерах Chrome и Firefox фоновый цвет текста внутри <mark> выделяется жёлтым цветом.
Фоновый цвет можно изменить с помощью стилей:
Ходят слухи, что <mark> можно использовать для выделения ключевых запросов, и он будет работать, как и <strong> в своё время. Рекомендуем протестировать эту фичу, а результаты будем ждать в комментариях к статье.
<blockquote>
Предназначен для выделения длинных цитат внутри документа. Применяется в случае, когда часть текста позаимствована с другого ресурса, поэтому поисковый робот спокойно отнесётся к заимствованному контенту, если он будет выделен этим тегом.
6. <address>
Этот тег предназначен для хранения контактной информации о сайте или авторе и может включать в себя любые другие элементы HTML. Поисковые системы анализируют содержимое тега для сбора информации об авторах сайтов.
Тег может применяться в любой части страницы, например, в подвале сайта:
7. <time>
Пример ещё одного достаточного интересного тега. Он помечает текст как дату, время или оба значения. Дата и время могут указываться непосредственно внутри контейнера <time> либо задаваться через атрибут datetime.
Его можно применять для времени публикации статей на сайте. Предполагаю, что благодаря этому поисковый бот быстрее понимает, что статья новая, и быстрее добавляет её в индекс.
Заключение
Считаю, что на сегодняшний день HTML5 очень помогает оптимизировать и структурировать контент сайта. Однако стоит понимать, что если у Вашего сайта некачественный контент, слабый UI/UX, то валидная разметка ничего не даст. Также и наоборот, даже если сайт свёрстан на таблицах, но там классный контент и подача, на него буду заходить толпы посетителей.
А если же сайт достаточно хорошо себя чувствует, то такая семантическая разметка может послужить положительным сигналом для поисковых систем, так как вы:
- Делаете код чище, а это хоть и незначительно, но всё-таки повлияет на скорость загрузки сайта, что является серьёзным фактором ранжирования на сегодня.
- Упрощаете работу поисковому боту, потому что он сразу видит то, что ему нужно. За счёт этого страницы смогут быстрее индексироваться.
Поэтому начинайте в первую очередь с информации на сайте, её актуальности и качества подачи. Именно работа в этом направлении даст наибольший результат в поисковой выдаче. Это первичные по эффективности меры, которые можно и нужно предпринять. А уже потом вторичные способы улучшения, вроде введения в эксплуатацию HTML5-тегов.
А проводили ли вы эксперименты с HTML5, и повлияло ли её внедрение на ранжирование? Пишите свои кейсы в комментариях — с удовольствием их почитаем!
Хотите мы составим инструкции по устранению всех технических ошибок и повышению конверсии на Вашем сайте?
Еще по теме:
- Распространённые технические ошибки сайтов Из статьи вы узнаете, какие технические ошибки всё ещё встречаются на сайтах, и что делать с ними при обнаружении. Ошибки из отчётов Google Search Console...
- Как грамотно составить ТЗ для программиста 1. Назначение, цели ТЗ 2. Общие рекомендации по написанию ТЗ 3. Общая структура ТЗ. От абстракции к конкретике Назначение, цели ТЗ Итак, техническое задание, сокращенно...
- Как оптимизировать страницы пагинации на сайте Настройка SEO пагинации Рекомендации поисковиков Актуальные способы настройки пагинации Настройка каноникала на первую страницу Настройка каноникала каждой из страниц на себя Оптимизация каждой страницы пагинации...
- Как начать работу с локальным сервером Open Server В этом выпуске вы найдёте обзор и подробные инструкции по установке и настройке сервисной платформы Open Server. Благодаря этой платформе веб-разработчик может в условиях имитации реального сервера отладить код и плагин, а также...
- Технический аудит сайта: когда проводить, какие инструменты использовать и что проверять Когда проводить технический аудит сайта Какие инструменты использовать Что нужно проверять Когда нужно проводить технический аудит, с какой периодичностью Технический аудит сайта обязательно проводится перед...
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
И еще HTML5 разрешает использовать больше одного H1 на странице — но многие путают, и тулят по несколько на посадочную страницу, а стандарт предусматривает такой функционал только для категорий, тегов или других страниц где выводятся заголовки к другим страницам списком — это хорошо бы понимать каждому
Стоит ли section, в которых выводятся блоки, заменять div-ми?
div используется как базовый элемент разметки, а section используется как контейнер, который несёт особое семантическое значение. Если в Вашем случае данные блоки не имеют никакого семантического значения, то спокойно заменяйте div-ми.
— это «логическое И» для семантики вашего документа.
никак с семантикой не связан, это просто блок-контейнер.
Ответ на ваш вопрос зависит от того, хотите вы Гуглу (Яндекс не понимает ) сказать что-то о смысле вашего документа, или нет.