- (Обновлено: ) Анна Саворовская
Продолжим тему о текстах на сайтах, но в этот раз рассмотрим их с точки зрения филолога. Мы собрали самые распространенные ошибки, которые могут повлиять на мнение посетителя вашего сайта. Их не так сложно исправить, нужно только немного внимания и времени.
Мы не раз писали о том, что тексты на сайте должны быть качественными. Но качество заключается не только в отсутствии переспама, наличии полезной информации, правильной структуре и т.д. А и в том, насколько грамотно они написаны. Многие не обращают внимания на элементарные ошибки в своих текстах, а они способны оттолкнуть клиента. Поэтому в этой статье мы остановимся на самых распространенных из них.
1. Размытое описание, которое можно подставить к любому товару
Лишь прочитав второе предложение, посетитель сайта понимает, что текст о вилке. Первое предложение может быть практически о любом предмете (например, о телефонной гарнитуре, резинке для волос, поясе).
И прежде чем писать текст о вилке, задумайтесь, нужен ли он вообще. Вероятнее всего, общих характеристик (материал изготовления, предназначение) будет достаточно.
2. Употребление абстрактных эпитетов-определений:
В чем проявляется «незаменимость» кастрюль остается загадкой. Неизвестны и особенности «очень качественных» мячей. Предложения легко переделать, например, так: У нас можно приобрести алюминиевые и чугунные кастрюли; Мы продаем баскетбольные мячи класса indoor из синтетической кожи и резины.
3. Словосочетания-шаблоны:
Они не несут никакой информации, зато могут раздражать читателя.
Наряду с шаблонами часто встречается однотипный контент. Например, страница сайта аптеки:
Видимо, текст для страниц категорий создавался с помощью одного шаблона (основную часть товаров составляют лекарства). Из-за этого халат оказался препаратом.
Конечно, если у вас большое количество товаров, уследить за этим сложно, но постарайтесь учесть это, продумывая шаблон.
4. Нагромождение местоимений, особенно личных и притяжательных.
Ваш читатель понимает, что это ваш магазин, ваши консультанты и ваш товар…
У примера есть еще один «грех» – последнее предложение. Необходимо следить за правильностью классификации. А пока оно выглядит как предложение: «Ручки бывают шариковые, синие и пластмассовые». Выбирайте один параметр для классификации (цвет / размер / фасон / материал изделия).
5. Лишние синонимы, громоздкие предложения
Синтаксис должен быть простым и понятным. Не следует использовать замысловатые деепричастные обороты, предложения на три и более строки, т.к. их сложно и неинтересно читать. Тем более, сразу бросаются в глаза пунктуационные ошибки в употреблении оборотов.
Заменяйте сложные бессмысленные предложения простыми, но информативными. Например:
«В нашем интернет-магазине есть сотейники, чугунные и керамические сковородки. Посмотреть каталог посуды для жарки можно тут» – подобная конструкция выглядит яснее.
6. Неправильные окончания слов
Казалось бы, невинная ошибка. Но она может оттолкнуть клиента:
Особенно, если вы решили продать «жалюзю» 🙂
Иногда неправильное окончание существительного вызвано невнимательностью к языку клавиатуры:
7. Лишнее преувеличение свойств предмета, чересчур эмоциональное повествование:
Сюда же относится использование оценочного слова «лучше». Во-первых, это ваша субъективная оценка. Во-вторых, зачастую его словоформу используют совместно с прилагательным «самый». Это ошибка, ведь слово «лучший» – уже превосходная степень прилагательного «хороший», исключающая наличие дополнительных характеристик.
8. Неверный порядок слов в предложении
Классическая схема словосочетания – «прилагательное + существительное». Обратный порядок призван обратить внимание на что-то обширное (например, название фильма «Калина красная»). Однако в статье лучше воздержаться от нарушения порядка этих слов.
Ключевой запрос должен быть введен естественно.
Часто причиной грубых «сшитых наспех» предложений становится погоня за уникальностью:
Этот пример лучше переделать, например, так: «Удачливого и везучего человека англичане называют “родившимся с серебряной ложкой во рту”».
Похожая ситуация возникает, когда ключевой запрос включается в обход правил логики.
Слово «оптом» (как и все предложение в целом :)) абсолютно нелогично. Понятно, что оно – часть ключевого запроса. Но такое неестественное вхождение отталкивает читателя и может насторожить поисковую систему.
9. Нагромождение предлогов
Переписать это предложение можно, например, так: «В нашем интернет-магазине можно найти различные виды спортивного снаряжения…». Ищите способы обойти нагромождение, а не пишите сразу «как получилось».
10. Перенасыщение текста ключевыми словами
Иногда частое использование ключевых слов выглядит нелепо и даже смешно:
«Юбка купить» – интересная вещь. Такое включение запроса уже давно не актуально.
К тому же было бы странно, если бы имидж девушки включал «мужские» юбки. Если не вспоминать про килт, словосочетание «женская юбка» – плеоназм, о котором тоже надо упомянуть.
11. Речевая избыточность (или плеоназм)
Прилагательные из таких словосочетаний («пожилая старуха», «женские роды») можно убрать, смысл предложения при этом потерян не будет.
«Приятельница» плеоназма тавтология (например, «проливной ливень», «станцевать танец», «соленая соль») также негативно влияет на стилистику.
12. Неверное число глагола:
Разумеется, глагол должен сочетаться с существительным.
13. Пропущенные или лишние знаки препинания
Порой отсутствие пробела, запятой или лишнее тире может негативно повлиять на читателей: отвлечь их от сути, исказить смысл текста.
14. Распространенная ошибка – неверное написание предлогов, деепричастий и наречий
Неправильно:
Правильно:
Объяснить правильное написание лучше на примере:
Не_смотря. Иду и не смотрю под ноги – «Иду, не смотря под ноги»
Несмотря. На улице дождь, но я иду гулять – «Иду гулять, несмотря на дождь» (вопреки).
Наряду с ошибками в предлогах очень популярно неправильное употребление союзов «также» и «чтобы»:
Если обобщать, «также» пишется слитно в значении «тоже» и в случаях, когда его можно заменить союзом «и», раздельно – когда присутствует сравнение. Как и в предыдущем случае, лучше приведем пример:
Так_же. «Расписал проблему так же подробно, как коллега» (сравнение; сделал подобно кому-то).
Также. «Поменял фото, поправил текст. Также привел дополнительные рекомендации» (в том числе, и).
Слитное написание союза «чтобы» передает значение цели. Раздельное написание встречается намного реже, чем слитное.
Пример:
Чтобы – Читаю книги, чтобы много знать (цель)
Что_бы – Не хочу читать, что бы мне ни говорили.
15. Отсутствие прописной буквы в начале предложения
Этот скриншот – пример не только отсутствия заглавной буквы, пунктуационных ошибок и частого использования местоимения. «Вы» и его словоформы – достаточно проблемный случай в копирайтинге. Кто-то полагает, что употреблять это слово с большой буквы нужно лишь при личном обращении, кто-то употребляет всегда.
В любом случае важно выбрать только один вариант. Как говорится, «любое безобразие, лишь бы единообразие».
16. «Детская» ошибка – неправильное написание тся/ться (не ленитесь ставить вопрос к глаголу, чтобы выяснить его вид):
Важно что сделатЬ? — позаботитЬся
Сможете что сделатЬ? — убедитЬся
17. Опечатки (как самый примитивный вид ошибок) режут глаза и могут стимулировать пользователя уйти с сайта.
18. Банальные заголовки
(…а каждый мужчина нет?)
(…кто этого не знает?)
Если придумать интересное название трудно, можно попробовать в качестве заголовка взять какое-то предложение из текста или воспользоваться нашими советами.
19. Суржик
В этом примере горе-автор синтезировал украинское слово «приділяти» и русское – «уделять».
20. Слепая вера в Word
Довольно часто он неправильно «распознает» конструкции, пишет о возможном несогласовании предложения. Ориентируйтесь на собственные знания грамматики, пользуйтесь словарями.
В данном примере эти слова просто не занесены в словарь текстового редактора, он их не знает, поэтому считает неправильно написанными.
ВЫВОД
Упомянутые выше ошибки с филологической точки зрения относятся к абсолютно разным категориям. Но, как ни крути, их источник – невнимательность и в какой-то степени лень.
Прежде чем размещать текст на своем сайте:
1) Подумайте, действительно ли эта информация будет кому-то полезна/интересна. Может, стоит попробовать ввести продвигаемые запросы по-другому, не в ущерб читабельности?
2) Отложите текст хотя бы на день и пересмотрите его. Скорее всего, вы захотите что-то поправить.
3) Попросите коллег/знакомых прочитать ваши тексты, посмотреть на них свежим взглядом. Обычно это помогает выявить опечатки.
Желаем вам вдохновения, гармонии и успехов!
Еще по теме:
- Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже Вы подготовили ТЗ копирайтеру, разместили его на бирже и теперь не знаете, как выбрать хорошего автора. Есть ряд нюансов, благодаря которым можно определить, насколько хорошо...
- Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013 У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень...
- Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок? Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по...
- Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью? Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,...
- 10 причин, по которым заказчик не примет ваш текст Если вы заказываете тексты на бирже, то вы точно знаете, что такое работа с копирайтерами. Это не всегда просто: с вами спорят, вас не понимают...
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Анна, только что прочитала Ваши советы "Текст под прицелом филолога". Вам — спасибо!!! Для многих копирайтеров это не просто актуально. Я "волею судеб" тоже причастна к этой сфере))) Часто, мягко говоря, потряхивает от "грамматического беспредела" на сайтах. А тут меня ещё просят писать на более "простом литературном разговорном языке"… ))) Не нашлась, как поделикатнее объяснить человеку, что это "две большие разницы". Одним словом, "проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа"))) Да здравствует Антон Павлович Чехов!!! И ещё один вопрос: а почему без комментария остался союз "потому как" в п.16? По-моему, достаточно часто встречается и этот огрех. Еще раз спасибо за неравнодушное отношение к "великому и могучему", в том числе к стилистике и культуре речи.
Людмила, спасибо большое за Ваш отзыв и комментарий! Не хотели, чтобы статья получилась чересчур большой. Однако впоследствии обязательно рассмотрим и другие ошибки.
Забавная статья, но, имхо, детский уровень. Например, Макс Ильяхов из дизайн-бюро Горбунова пошел еще дальше со своим "инфостилем", очень рекомендую глянуть его видео
Очень даже шикарная статья. Жаль, что не получается прописать её в голове на постоянное место жительство. Я пытаюсь использовать и MS Word, и вычитку текста, и Orphus, но всегда остаётся место для ошибок 🙁
НУ любой нормальный блогер должен все это знать. ИМХО. Иначе в школе пусть остается на второй год в пятом классе =)