Заказать SEO-услуги
Согласен с правилами обработки персональных данных
Скорость ответа - до 30 минут!

Главная    Блог    Разное    

Как определить негативную накрутку ПФ от конкурентов

  • (Обновлено: )
  • 7 минут
  • Решение проблемы
like 205
91
57
57

Один из важных факторов ранжирования в поисковых системах Google и Яндекс — поведение пользователей на вашем сайте, поэтому:

  • Следите за тем, чтобы на страницах сайта была вся необходимая и желательно актуальная информация, подходящие товары или услуги.
  • Проверяйте работоспособность интерфейса, это самое главное, ведь если пользователь не может заказать, ему нет смысла задерживаться на таком сайте. Сам интерфейс должен быть удобным и не вызывать лишних вопросов у пользователя, так как чем больше вопросов возникает у клиента при работе с сайтом, тем дальше он отодвигается от заказа и может покинуть сайт.
  • Помните о том, что поведенческими показателями научились манипулировать и накручивать, поэтому будьте всегда начеку, особенно если вы лидер в своей нише.

Основные поведенческие показатели

Основным поведенческим показателем является процент отказов (bounce rate), который основывается на:

  • глубине просмотра (страница/сеанс);
  • времени, проведённом на сайте за сеанс.

Показатель отказов в Я.Метрике и Google Analytics

Скриншот наглядно показывает различия между тем, как считает отказы Я.Метрика и Google Analytics:

  • В Яндекс.Метрике отказом по стандарту принято считать пребывание пользователя на сайте менее 15 секунд в пределах одной страницы;
  • В Google Analytics отказом считается визит, во время которого пользователь просмотрел только одну страницу сайта и вышел, без учета времени сеанса.

Для более-менее одинаковых результатов можно самостоятельно настроить показатель отказов, установив отправку события по таймеру таким образом, чтобы отказом считался визит, длительность которого была менее 15-ти секунд. Для этого необходимо в код скрипта Google Analytics добавить команду:

 setTimeout("ga('send', 'event', '15 seconds', 'read')",15000);

Настройка отказов в Google Analytics самостоятельно

Высокий показатель отказов указывает на то, что страница не удовлетворяет запрос пользователя. Соответственно, необходимо доработать содержание и контент страницы.

Также процент отказов поможет выявить негативную накрутку, которую используют недобросовестные конкуренты.

Выявляем негативную накрутку своего сайта

Существует несколько типов накрутки поведенческих:

  • Напрямую — первый и наиболее распространённый способ, когда льют прямой трафик (Direct traffic) с длительностью сеанса от 0-10 (15) секунд.
  • По ключам — когда находят наш сайт по определённому запросу в выдаче, переходят на него, задерживаются на сайте до 10-15 секунд и возвращаются в поиск. Далее переходят на свой сайт и остаются там. Таким образом CTR сниппета нашей страницы уходит в минус, а у конкурента — в плюс. Совершив более 100 таких сессий за день, можно ожидать просадку уже через 1-2 дня.
  • По ссылкам — когда осуществляется переход по внешней ссылке, а затем сразу же нажимается кнопка «Назад» в браузере.

В этой статье рассмотрим на реальном примере наиболее популярный метод накрутки — напрямую.

Началось всё со скачков позиций, а потом и вовсе начали отлетать на 3-4 страницу выдачи. Такая динамика должна сразу насторожить и заставить искать причину резкой просадки.

Резкая просадка позиций сайта

Как проявляется прямая накрутка

1. Резкий рост прямых заходов на сайт

Я.Метрика — Источник, сводка — Прямые заходы

Резкий рост прямых заходов в Яндекс Метрике

Обращаем внимание на рост прямых заходов, дата которых совпадает с датой начала просадки позиций: 11 марта был пик прямых заходов и 12 марта позиции отлетели.

В GA также виден рост прямых заходов:

Google Analytics — Источник/канал — Direct

Резкий рост direct трафика в Google Analytics

Это первый и самый явный признак прямой накрутки.

2. Скачок отказов (bounce rate)

Я.Метрика — Отчёт по отказам

Рост показателя отказов по данным Я.Метрики

Google Analytics — Показатель отказов

Рост bounce rate в Google Analytics

Видим корреляцию между прямыми заходами и отказами. Это демонстрирует факт того, что сайт негативно накручивают.

3. Увеличение роботности

Дополнительно проверьте роботность в Я.Метрике, так как обычно накрутка сопровождается её скачком:

Я.Метрика — Мониторинг — Роботы

Увеличение роботности в Яндекс Метрике

Какие последствия?

Согласно нашему опыту, накрутка ПФ никак не влияет на видимость сайта в Google. Что касается Яндекса, тут все намного сложнее.

Официально Яндекс придерживается позиции, что поисковик умеет распознавать накрутку и нивелировать ее на алгоритмическом уровне. Как это часто случается, официальная позиция отличается от реальности.

Если вовремя заметить такую накрутку и закрыться от неё — ситуацию можно исправить:

Улучшение позиций сайта после закрытия от спамных IP-адресов

Но если конкуренты валят сайт уже на протяжении месяца, велика вероятность наложения фильтра Яндекса за накрутку ПФ. Этот фильтр сопровождается сообщением в Я.Вебмастере и действует на протяжении 8-12 месяцев:

Сообщение о наложении фильтра за имитацию действий пользователей в Вебмастере

Как выйти из-под фильтра за накрутку ПФ?

К сожалению, на быстрое возвращение надеяться не стоит. Если сайт попал под санкции за накрутку ПФ, техподдержка Яндекса примет ваше заявление на пересмотр сайта не ранее, чем через 6 месяцев.

Как снять фильтр раньше и вернуть сайту позиции и трафик:

  • Если сайт молодой и пока не имеет сильного бренда, позиций и трафика, можно просто сменить домен и продвигаться заново.
  • Если сайт старый, трастовый и имеет свою постоянную аудиторию, есть смысл бороться за него и пытаться доказать техподдержке, что накруткой занимались не вы. Иногда получается и фильтра за накрутку ПФ снимают. Если ничего не выходит, меняем домен и склеиваем его со старым 301 редиректом (санкции при склейке не передаются).

Как выявить ботов и найти, откуда они идут?

Самый простой способ определить бота — это посмотреть на записи Вебвизора, предварительно отфильтровав по времени на сайте — от 0 до 15 секунд:

Определяем бота с помощью Вебвизора

Обычно бота выдают его действия:

  • движение мышки с рывками при скролле вниз;
  • замедленная прокрутка страниц с небольшими паузами;
  • хаотичные твисты и петли вокруг какого-то элемента страницы;
  • miss click по меню (частое явление при накрутке ботами).

Чтобы найти, откуда конкретно заходит бот, можно воспользоваться:

  1. Отчётом IP-адресов в Я.Метрике с добавлением метрики «Роботность»:
    Отчёт по IP-адресам в Я.Метрике
    Отбираем IP-адреса с большим количеством визитов и высоким процентом роботности. На выходе получим готовый список диапазонов IP-адресов для блокировки.
  2. Анализом логов сайта, который может рассказать очень многое. По логам можно отследить, откуда конкретно идут запросы, и принять соответствующие меры.А главное преимущество логов заключается в том, что они дают больше информации о User Agent. Так как люди могут самостоятельно что-то туда вписать, есть вероятность допущения ошибок, по которым можно спалить накрутчика.Анализ логов сайта

Полезная информация по теме: Как анализировать логи сайта.

Как защититься от негативной накрутки ПФ?

Заранее защититься практически невозможно, так как есть способы, которые тяжело вычислить:

  • Базы реальных юзеров, которые получают денежные вознаграждения за определённые действия.
  • Накрутка автоматом через дорогие прокси, автоскриптами (тот же zennoposter), создание мультиаккаунта, чтобы логиниться в большом количестве аккаунтов с одного компа.
  • Также сейчас есть специальные девайсы, в которые можно вставить 50 сим-карт, и они будут эмулировать работу мобильных девайсов.

Основной метод борьбы — блокировка IP-адресов вручную.

Это основной и действенный метод, который подразумевает определение паттерна за счёт ежедневного мониторинга / оценки новых адресов и их закрытия. И так можно делать, пока у наших недоброжелателей не закончатся все возможные VPN/прокси.

Самый простой способ заблокировать спамящие IP — это модули CMS. Например, в Bitrix есть модуль «Проактивная защита», который позволяет создавать стоп-листы:

Модуль проактивной защиты в cms Bitrix

Дополнительные методы защиты

  • Приобрести готовые базы спам-листов, например, у Keitaro или Benom, которые помогут частично (на 30-40%) закрыться.
  • Начать «крутить» поведенческие показатели реальными юзерами в плюс, чтобы выровнять негативный эффект. То есть использовать белые методы для повышения CTR сайта в поиске и улучшения ПФ.
  • Установка Cloudflare и включение её опции Argo, которая сравнивает все Cloudflare-аккаунты в интернете. В случае если у них уже есть какие-то забаненные IP, она автоматически закроет ваш сайт от них.
  • Поставить на сайт reCAPTCHA V3, которая срабатывает на фоне незаметно для пользователей. Достаточно загрузить вместе со страницей библиотеку reCAPTCHA и запустить grecaptcha.execute в определённый момент или сразу в момент загрузки страницы. Таким образом пользователь ничего не замечает — а вы через JavaScript API получите с сервера reCAPTCHA оценку этого пользователя на основании его взаимодействия с сайтом и других параметров.

Выводы

Сейчас тема накрутки поведенческих факторов очень популярна, так как появляется всё больше новых способов манипуляции, вычислить которые становится всё тяжелее.

Заранее защититься от накрутки практически невозможно. Поэтому обязательно мониторьте прямой трафик и запросы, по которым идут клики в Я.Вебмастере / Search Console, особенно это важно для сайтов лидеров своей ниши.

В случае спонтанного роста прямого трафика, сопровождающегося ростом Bounce Rate — не медлите, так как чем раньше вы начнёте закрываться, тем выше вероятность того, что всё обойдётся без значительных потерь.

Если у Вас возникли проблемы с трафиком, обращайтесь к нам!

Заказать аудит сайта

Подписаться на рассылку

Еще по теме:


Никита К.

SEO-аналитик

Начинал с изучения вёрстки, затем плавно переключился на SEO, и вот уже на протяжении 2 лет занимаюсь продвижением коммерческих сайтов в компании Siteclinic.

Веду несколько проектов под руководством опытного SEO Team Lead. Одним из основных направлений моей работы является анализ Usability веб-сайтов и изучение поведения пользователей на них. Считаю, что простота и удобство использования — главный фактор, напрямую влияющий на конверсии и продажи коммерческих веб-проектов.

Девиз: Судьба помогает смелым

Оцените мою статью: 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (11 оценок, среднее: 4,91 из 5)

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Siteclinic logo
Наверх

13 комментариев к статье “Как определить негативную накрутку ПФ от конкурентов

  1. Спасибо, познавательно. Но ведь основным поведенческим фактором является факт возврата в выдачу. Соответственно, даже если вы блокируете IP-адреса ботов, то это не предотвращает учёта поисковиком возврата в выдачу.

    1. Спасибо за ваш вопрос! Вы правы, что основным ПФ является возврат на выдачу, однако если мы баним IP-адрес, Я.Метрика не будет видеть этого поведения, поэтому засчитываться такой заход / выход не должен.

      1. Ну а если на сайте вообще не установлена Яндекс.Метрика, тогда Яндекс вообще не учитывает возвраты в выдачу что ли? 🙂

        1. Когда мы блокируем IP, метрика перестаёт показывать заходы с него — это означает, что наш сайт перестаёт существовать для этого IP. Поэтому делаем вывод, что возвраты с IP адресов, которые заблокированы, также не должны учитываться Яндексом.

          1. Ну вот я и говорю — убрать с сайта Яндекс.Метрику и тогда Яндекс вообще не будет учитывать возвраты (вообще со всех IP-адресов).

            1. Ну что сайт перестаёт существовать для этого ip это конечно жесть )))
              Но если по теме, тут действительно не должно быть негатива. Яндекс смотрит возвраты либо по метрике, либо по Яндекс браузеру, что из выдачи на сайте, на сайте мало времени и обратно в выдачу.
              Если в выдаче вы откроете новый сайт, в новой вкладке, но перехода на сайт не сделаете, не откроете эту вкладку — то негатив не засчитывается. Только если вы посмотрели сайт и вернулись. С блокировкой ip просмотра не будет.

  2. Накрутка поведенческих факторов работает только в Яндекс, у Гугла алгоритмы по совершенней — там ничего не накрутишь !

  3. А что вы скажите про Рся заработок, если таких прямых переходов до 1500, а всего переходов на сайт до 1000, что тогда делать реклама перестает показыватся, т.к рекламодатели не хотят платить за показы, или идут копейки.

  4. Установка кепчи, на входе, для пользователей может помочь для бана ботного трафика на сайт?

  5. Хорошая статья, спасибо! Случилось такое и с нашим сайтом, все как под копирку. Но при этом сообщения в вебмастере не было о фильтре и Платон уверяет, что фильтра нет. Но позиции упали на второй день после начала роста левых переходов.
    Как думаете есть все таки фильтр? Сайту 10 лет, не хочется домен менять.

  6. Но ведь Метрика не показывает реальные ip? Она показывает только вот такое — https://prnt.sc/wesql8 с надписью «ipv4 address block not managed by the ripe ncc» — ну или для нормальных посещений что-то вроде «Tele2 Russia IP Network (SPB)»

  7. подскажите а как можно сделать редирект прямых заходов на сайт?
    RewriteBase /
    RewriteCond %{HTTP_REFERER} ^$
    RewriteCond %{HTTP_USER_AGENT} !(yandex|googlebot|mail|rambler|msnbot|yahoo) [NC]
    RewriteRule !^page.html http://site.ru/page.html [L,R=301]

    это конструкция не работает, пишет циклическая ошибка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Мы продвигаем: