Заказать SEO-услуги
Согласен с правилами обработки персональных данных
Скорость ответа - до 30 минут!

Страницы категорий и подкатегорий – инструкция по оптимизации ИМ

like 5
2
3

Страницы категорий (они же листинги) интернет-магазинов обычно являются ключевыми для привлечения поискового трафика. Именно тут, как правило, сидят СЧ и ВЧ продающие фразы.

В этой статье я рассмотрю ключевые моменты, которые нужно учитывать при оптимизации этого типа страниц. Расскажу об ошибках, которых следует избегать при создании и оптимизации страниц категорий.

Рекомендации я разбил на блоки, чтобы, если какой-то вопрос вас интересует больше, можно было сразу перейти к нужному пункту.

  1. Пагинация
    Ещё про пагинацию
  2. Перелинковка
  3. Фильтры
  4. Сортировка
  5. Хлебные крошки
  6. Текст
  7. Мини-карточки товаров
    Приоритет 1
    Приоритет 2
  8. Технические дубли
  9. Логические дубли
  10. Ассортимент
  11. Функционал
  12. Метаданные и микроразметка
  13. В качестве заключения

Пагинация

С одной стороны, вам важно, чтобы поисковик, в том числе через пагинацию, мог добраться до товарных карточек и проиндексировать их. С другой стороны, сами страницы пагинации в индексе не нужны. У категорий верхнего уровня страниц пагинации может быть тысячи. Лучше, чтобы поисковик обходил полезные страницы, и не расходовался краулинговый бюджет сайта.

Яндекс предложил решение для этой задачи – настройка на страницах пагинации каноникал на основную страницу раздела.

Несмотря на то что Google такое решение не приветствует, мы обычно рекомендуем именно такой вариант. Чтобы индексация карточек товаров в Google при этом не страдала важно использовать:

  • Блок с новинками (главная страница, категории).
  • Перелинковка между карточками товаров (похожие товары).
  • Карта сайта. Создав для товаров отдельные карты сайта, будет проще отслеживать их индексацию в панелях для вебмастеров.

Ещё про пагинацию

Иногда, в случае недостатка посадочных страниц, можно использовать для продвижения несколько первых страниц пагинации, оптимизируя их под нужные фразы.

Не забывайте, что ссылка «1» в пагинации не должна создавать дубль основной категории.

В случае если вы используете вариант с подгрузкой всех товаров на одну страницу при прокрутке, не забывайте, что поисковики должны видеть при этом обычный вариант пагинации.

Пагинация должна быть удобной. Сергей Кокшаров посветил организации пагинации отдельный вебинар, рекомендуем к просмотру.

Перелинковка

Страницы категорий, подкатегорий, как и любые другие посадочные страницы сайта, должны быть вплетены в структуру и навигацию проекта. Продвинуть подкатегорию, которая представлена только в карте сайта, будет сложно.

Перечислим варианты, как можно включить страницы категорий в структуру сайта.

Основное меню сайта

Если количество разделов позволяет, то можно включить все листинги в основное меню сайта.

Использование подменю

В этом случае в основном меню вы выводите ключевые разделы. Более детальное меню с перечнем подкатегорий пользователь видит, уже перейдя в нужный раздел.

Хлебные крошки

Навигационные цепочки помогут внутренней перелинковке как на самих страницах листингов, так и на товарных карточках.

Блоки с доп. ссылками

В зависимости от того, будут ли такие блоки полезны пользователям или решают больше SEO-задачи, вы выбираете, где их лучше разместить. Иногда такой блок полезен над списком товаров. Размещать его можно и внизу страницы или в боковых панелях.

ссылки на страницы-теги

Если ссылок много, то часть, как показано на скриншоте, можно скрыть под кнопкой «Показать ещё».

Ссылки из фильтров

Если описанных выше способов недостаточно, можно использовать ссылки из фильтров. При реализации таких ссылок важно, чтобы они не мешали пользователям работать с фильтрацией товаров.

Фактически это ссылки, которые ориентированы больше на поисковые алгоритмы, а не на пользователей.

Внутренние ссылки в блоке фильтров

Фильтры

Возможность фильтрации товаров – важный момент для удобства поиска в крупном интернет-магазине. С позиции SEO, наличие фильтров – положительный момент как для оценки удобства страницы, так и для поведенческих показателей. Разумеется, фильтры должны соответствовать товарам раздела, быть понятно и удобно реализованы. Вариант, когда на всех категориях выводится один и тот же фильтр, обычно не лучшее решение для интернет-магазинов.
При реализации фильтров важно учесть, что страницы, генерируемые фильтрацией, не должны плодить в индексе сайта дубли и бесполезные страницы.

Вариант, когда на всякий случай в индекс попадают все возможные варианты, генерируемые фильтрацией – плохая практика. Вы должны отдавать себе отчёт, какие страницы вам нужны в индексе, и всё остальное закрывать от индексации.

Пускать этот процесс на самотёк не стоит.

Ещё один нюанс. Если вы продвигаете страницу под группу фраз «белая рубашка с коротким рукавом», то лучше, чтобы при выборе фильтров по цвету и длине рукава в разделе рубашки пользователь попадал на посадочную страницу, а не на закрытую от индексации страницу фильтров.

Сортировка

Наличие возможности сортировать товар по различным критериям также важно для удобства страницы и поведенческих показателей. Тут можно использовать как общепринятые варианты сортировок (цена, новизна, наличие), так и какие-то специфические сортировки, важные для данного типа товаров.

Помимо этого, можно предложить пользователю выбрать число отображаемых товаров на странице, тип отображения (список, плитка). Как и в случае с фильтрацией, нужно проследить, чтобы сортировка не генерировала на сайте дубли и мусорные страницы. Обычно результаты сортировки закрывают от индексации.

Хлебные крошки

Важный элемент навигации сайта, который помогает пользователям ориентироваться на сайте. Кроме этого, за счёт оптимизации хлебных крошек можно улучшить сниппеты сайта в выдаче Google. Речь как о стандартном варианте разметки, так и о возможности использования в крошках спецсимволов. Метод серый, но пока рабочий.

Использование спецсимволов в хлебных крошках в Google

Иногда в виде хлебных крошек размещают дополнительное меню. Каждый пункт таких крошек содержит выпадающее подменю. Такой вариант навигации непривычен и обычно не очень удобен пользователям. Но в некоторых случаях использование таких крошек-меню может быть оправдано.

Текст

Текст на листингах магазина в большинстве случаев не нужен пользователям. Для улучшения ранжирования он тоже помогает нечасто. В Яндексе на момент написания статьи тексты в листингах товаров работают редко. В Google эффект от текстов значительно ощутимей, но для достижения высоких позиций часто тоже не нужен.

В случае текста, вариант «посмотреть, как у конкурентов в ТОПе» не работает. Многие оптимизаторы продолжают готовить текст по привычке, на всякий случай. Если у 1–2 лидеров на странице есть текст, то все догоняющие проекты обычно начинают клепать тексты и у себя на сайте, не оценивая их эффективность. В итоге сказать, нужен или нет для продвижения текст, ориентируясь на сайты в ТОПе уже нельзя.

Единственный вариант понять, нужны ли вам тексты – провести эксперимент, добавив/удалив его на тестовых страницах. Если зависимость наличия текста и позиций в выдаче не наблюдается ни в Яндексе, ни в Google, то можно отказываться от текстовых описаний.

Если вы видите, что тексты на страницы всё же нужны, то стоит позаботиться об их качестве. Яндекс с выходом Баден-Бадена стал особенно строг к таким текстам.

Качество – это в первую очередь польза текста для посетителей. Рассказывать на странице, что такое холодильник или белая рубашка с коротким рукавом, точно не стоит.

Можно:

  • подготовить рекомендации по выбору товаров;
  • поделиться полезными лайфхаками;
  • разместить отзывы по теме листинга товаров;
  • рассказать о нюансах оплаты или доставки.

Статьи по теме в нашем блоге:

Мини-карточки товаров

С одной стороны, хочется как можно больше втиснуть в рамки мини-карточки товара, с другой – места в ней мало, перегружать тоже плохо. Приходится балансировать между этими крайностями.

Поэтому разобьём наиболее часто встречающиеся элементы карточек товара на приоритеты.

Приоритет 1

Фото товара

Должно быть качественным, давать представление пользователю о товаре.

Цена

Не во всех тематиках указывают цену. Но если конкуренты по выдаче выводят их, а вы нет, то это может быть минусом для продвижения страницы.

Кнопка купить

Предоставьте пользователю возможность сразу добавить товар в корзину.

Название товара

За счёт вариаций названий на страницу можно добавить вхождения нужных слов. Хороший способ, но использовать его нужно без фанатизма, чтобы это не стало спамом.

Вариации названия товаров в мини-карточках

Кнопки сервисов

Если на сайте есть возможность отложить товар, добавить в сравнение, то такие кнопки желательно сразу выводить в листинге

Приоритет 2

Наличие товара

Если товара нет в наличии, то лучше сразу сообщить об этом посетителям. Разумеется, товары, которых сейчас нет, нужно выводить в конце списка. Также можно выводить сообщение в виде изображения, чтобы отсутствие товара было сложней увидеть алгоритмам. Вместо фразы «нет в наличии», можно использовать «под заказ», «нет на складе», если это соответствует действительности, и товар действительно скоро появится. Хранить карточки товаров, которые уже никогда не появятся, смысла обычно нет.

Информация о скидках

Выделите акционные товары пометкой сразу в листинге товаров.

Ключевые характеристики товара

В некоторых тематиках основные характеристики товаров имеет смысл выводить сразу в листинге. Это сделает страницу информативней и поможет пользователю при выборе товара.

В случаях, когда желательно выводить больше информации сразу в листинге, можно сделать промежуточные страницы «быстрый просмотр».

Примеры реализации интересного оформления страницы листинга найдёте в нашей статье.

Технические дубли

Позаботьтесь о том, чтобы движок сайта не генерировал дубли ваших страниц. Лучше избежать появления дублей, чем бороться с последствиями и закрывать их от индексации. Если генерации дублей избежать никак нельзя, то можно запретить такие страницы к индексации или сделать их неканоническими. Как уже писали, дубли часто возникают из-за ссылок в фильтрах сортировки.

Генерировать дубли категорий может функционал страниц, например: сравнение, избранное, корзина, поиск по сайту.

Не забывайте также правильно настроить 404 ответ в случае отсутствия страниц. В противном случае вы оставляете путь конкурентам, чтобы создать на сайте дубли с помощью некорректных ссылок.

Логические дубли

Распространены ситуации, когда на сайте создаются две страницы с аналогичными товарами. Например, «холодильник Samsung двухкамерный» и «двухкамерный холодильник Samsung». Такая ситуация характерна для тематик, где в навигации к конечной странице можно выйти разными способами. Например, через поиск по характеристика и по брендам.

Наличие разных способов выйти на нужный товар – это хорошо. Но нужно предусмотреть отсутствие логического дублирования страниц в поисковом индексе.

Чтобы избежать логических дублей, можно продумать иерархию категорий. Например, бренд в конечном url идёт первым независимо от того, в каком порядке пользователь указал его при поиске по сайту.

Решаться этот вопрос должен ещё на этапе проектирования сайта.

Ассортимент

Количество карточек может учитываться при оценке ассортимента и информативности страницы. Старайтесь выводить число товаров на странице не меньше, чем конкуренты по выдаче.

Общее количество товаров в разделе также может учитываться. Но нужно понимать, что тут нет количественных оценок. Например, 30 товаров лучше, чем 20. Важно в целом поведение посетителей на сайте. В случае если на одном сайте 10 товаров, а на другом 100, поведенческие показатели второго сайта будут лучше.

Функционал

Наличие на страницах листинга полезного функционала – плюс к оценке качества и поведенческих показателей. Перечислим, что встречается наиболее часто:

  • Возможность добавить товар в сравнение.
  • Отложить товар в избранное.
  • Быстрый просмотр. Промежуточная страница, отображаемая в листинге по клику или наведению с большим числом информации о товаре.
  • Выбор параметров товара сразу в мини-карточке. Например, количество или цвет.
  • Возможность увеличить изображение. Особенно актуально в тематиках, где важен внешний вид товара.

Функционал на листингах товаров

Добавлять что-то стоит, только если это действительно будет полезно пользователям. Функционал «для галочки» не принесёт толка ни вам, ни посетителям сайта.

Метаданные и микроразметка

Здесь мы не будем рассказывать базовые принципы формирования метаданных. А коснёмся моментов, важных именно для категорийных страниц. Метаданные в интернет-магазине часто формируются на основе шаблона. Для того чтобы была возможность создать наиболее подходящие шаблоны для каждого типа товаров, нужно предусмотреть создание шаблонов для разных групп страниц.

Разумеется, для каждой страницы должна быть возможность формировать метаданные вручную. Проследите за тем, чтобы сформированные вручную метаданные не затирались в случае корректировки шаблона.

Для улучшения сниппетов страниц можно использовать:

  1. В Google:
  • Разметку для хлебных крошек.
  • Выводить диапазон цен.
  • Разметку рейтингов на основе отзывов об организации.

Сниппеты страниц категорий в выдаче Google

  1. В Яндексе:
  • Не забываем о возможности выводить в сниппетах онлайн-чат.
  • Заполняем карточку в Я.Справочнике, чтобы выводились контактные данные и рейтинг на картах.
  • Не забываем о возможности улучшить сниппеты с помощью спецсимволов.

В качестве заключения

В статье я осветил наиболее важные, на мой взгляд, моменты оптимизации страниц категорий. Все магазины разные, по-разному организованы, плюс каждая тематика добавляет свои требования. Поэтому учесть все детали, которые возникают при продвижении страниц категорий просто невозможно. Если у вас остались вопросы по оптимизации страниц листингов, welcome в комментарии.

Также хочу напомнить, что мы готовим цикл статей по оптимизации интернет-магазинов:

Если у Вас возникли проблемы с оптимизацией страниц категорий, обращайтесь к нам!

Заказать аудит сайта

Подписаться на рассылку

Еще по теме:


Александр Я.

SEO-аналитик

Специализируюсь на продвижении коммерческих сайтов. Разрабатываю стратегии для интернет-магазинов и агрегаторов. Умею выжимать максимум трафика в любой тематике.

Руковожу SEO-процессами внутренних проектов SiteClinic. Обучаю молодых специалистов команды.

Любимая цитата: Хорошо смеётся тот, кто смеётся из ТОПа

Оцените мою статью: 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, среднее: 4,63 из 5)

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Наверх